Делегирование: процесс делегирования, принципы, ограничения

Страницы работы

Содержание работы

25. Делегирование: процесс делегирования, принципы, ограничения.

Делегирование – это передача задач и полномочий лицу, которое берет на себя ответственность за их выполнение.

Проблема делегирования связана с размерами организации. В малых фирмах руководитель сам в состоянии контролировать процесс управления, но по мере того, как организация растет, единоличное управление становится неэффективным, а подчас невозможным, поэтому руководитель вынужден передавать полномочия своим подчиненным. В теории менеджмента делегированием называют передачу полномочий от высшего уровня управления на низший. Но на практике часто возникают трудности. Они могут быть связаны как с нежеланием руководителя полномочия передавать, так и с нежеланием подчиненного их на себя принимать.

Причины, по которым руководитель не хочет передачи полномочий:

  1. боится потерять власть
  2. не уверен, что подчиненный справится
  3. не хочет дополнительной ответственности
  4. считает, что справится сам или некому передавать и др.

Причины, по которым подчиненный не хочет брать полномочия:

  1. не уверен в себе
  2. боится наказания со стороны руководителя
  3. боится негативной реакции со стороны коллег
  4. не хочет лишней ответственности и др.

Но чаще всего делегирование затрудняется тем, что подчиненному ставят определенную задачу, но не дают полномочий и ресурсов для ее осуществления. Поэтому для успешного делегирования необходимо соответствие задач и полномочий.

Для успешного делегирования руководитель должен:

  1. делегировать заранее, чтобы подчиненный мог подготовиться
  2. трезво оценивать возможности и способности подчиненного
  3. правильно определять объем делегированных полномочий – слишком маленький может расслабить подчиненного, а слишком большой вызвать стресс
  4. разграничивать кратковременное и долгосрочное делегирование
  5. наиболее важные полномочия делегировать письменно и оформлять приказами
  6. стимулировать подчиненного
  7. помогать ему, особенно на первых этапах
  8. контролировать подчиненного, но контроль не должен быть тотальным, иначе делегирование теряет смысл

Делегирование порождает в организации проблему распределения ответственности.

Ответственность – это обязательства работника выполнить задание в соответствии с занимаемой должностью. Различают ответственность руководителя и исполнителя.

Ответственность исполнителя – его обязанность отвечать за свои действия

Ответственность руководителя – его обязанность отвечать за свои действия всех своих подчиненных.

Ответственность не делегируется.

В крупных организациях часто руководители даже не знают непосредственных исполнителей, но продолжает нести за них ответственность.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Менеджмент
Тип:
Ответы на экзаменационные билеты
Размер файла:
29 Kb
Скачали:
0