Словари. Устная и письменная речь.

Страницы работы

Фрагмент текста работы

уподоблении, они конкретизируют абстрактные понятия; символы же абстрагируют конкретное, уводят в область интуитивных прозрений и субъективных ассоциаций. Аллегоризм является основным принципом формообразования, существенно расширяющим образные возможности изобразительного искусства. Метафора (перенос) – вид художественного тропа, один из способов художественного формообразования, заключающийся в сближении и соединении отдельных образов (не связанных между собой в действительной жизни) в целое. Сближение образов может происходить на основе их внешнего сходства либо, напротив, по контрасту отдельных сторон, свойств, значений. Метафору, следовательно, можно рассматривать как более сложную разновидность сравнения. В результате происходит мысленный «перенос» свойств одного предмета на другой, например: А в небе, ко всему приученный, Бессмысленно кривится диск. (А.Блок) Луна здесь сравнивается с диском, который к тому же еще «кривится», но не просто, а «бессмысленно». В этом образе сравнение переходит в метафору и в другой троп – олицетворение. Внутренним импульсом подобного мышления является творческое воображение, фантазия. Результатом образного преображения обычных вещей является последовательное превращение простого сравнения в метафору и олицетворение, которые при определенных условиях могут стать символами.  Самый яркий пример в архитектуре: атланты и кариатиды – опоры в форме человеческих фигур. Однако даже в обычной колонне база-это стопа, ствол-тело, а капитель-голова. Колонны различных ордеров сравнивают с крепостью мужской или стройностью женской фигуры. Сложность содержания изобразительного искусства, «многоуровневость смыслов» является причиной того, что метафоризм художественного мышления как бы пронизывает все уровни композиции: от внешних, формальных, до глубинных, символических. Зедльмайр о картине «Взвешивающая жемчуг» Вермеера: «Взвешивание благороднейших и драгоценейших субстанций, производимое с величайшей деликатностью и спокойствием, - ненамеренный символ его своеобразнейшего искусства».  Метонимия – заключается в сближении, соотнесении и соединении образов по сходству содержания. В результате происходит воображаемое замещение одного значения другим, рождается новый образ, в котором, однако, сохраняются и легко узнаются черты исходных. Метонимия позволяет избежать банальности, натуралистического изображения, рождает многомерный образ, вызывающий неоднозначные ассоциации. Многие наименования искусствознания являются метонимиями. Мы говорим «холст», имея в виду картину, произведение живописи; употребляем слово «масло» вместо «живопись масляными красками». Керамика, стекло, текстиль – не материал, а вид искусства. Метонимична композиция портрета Лауры с ветвями лавра Джорджоне. Распространенный способ формообразования и композиционного приема в декоративном искусстве: обрамление шпалер, имитирующее резную золоченую раму картин; различные бандероли и бандельверки, изображающие банты и перевязки, которые как бы поддерживают элементы изображения; изображение конструктивных узлов, креплений, утерявших функциональный смысл; многие орнаментальные формы – меандр, трельяж, ламбрекен, рокайль; ножки стульев и кресел в форме звериной лапы; ручки в виде зверей, пьющих

Похожие материалы

Информация о работе