Словари. Устная и письменная речь.
Страницы работы
5
страниц
(Word-файл)
Фрагмент текста работы
уподоблении, они
конкретизируют абстрактные понятия; символы же абстрагируют конкретное, уводят
в область интуитивных прозрений и субъективных ассоциаций. Аллегоризм является
основным принципом формообразования, существенно расширяющим образные
возможности изобразительного искусства.
Метафора (перенос) – вид художественного тропа,
один из способов художественного формообразования, заключающийся в сближении и
соединении отдельных образов (не связанных между собой в действительной жизни)
в целое. Сближение образов может происходить на основе их внешнего сходства
либо, напротив, по контрасту отдельных сторон, свойств, значений. Метафору,
следовательно, можно рассматривать как более сложную разновидность сравнения. В
результате происходит мысленный «перенос» свойств одного предмета на другой,
например:
А в небе, ко всему приученный,
Бессмысленно кривится диск.
(А.Блок)
Луна здесь сравнивается с диском, который к тому
же еще «кривится», но не просто, а «бессмысленно». В этом образе сравнение
переходит в метафору и в другой троп – олицетворение. Внутренним импульсом
подобного мышления является творческое воображение, фантазия. Результатом
образного преображения обычных вещей является последовательное превращение
простого сравнения в метафору и олицетворение, которые при определенных
условиях могут стать символами.
Самый яркий пример в архитектуре: атланты и
кариатиды – опоры в форме человеческих фигур. Однако даже в обычной колонне
база-это стопа, ствол-тело, а капитель-голова. Колонны различных ордеров
сравнивают с крепостью мужской или стройностью женской фигуры. Сложность
содержания изобразительного искусства, «многоуровневость смыслов» является
причиной того, что метафоризм художественного мышления как бы пронизывает все
уровни композиции: от внешних, формальных, до глубинных, символических.
Зедльмайр о картине «Взвешивающая жемчуг» Вермеера: «Взвешивание благороднейших
и драгоценейших субстанций, производимое с величайшей деликатностью и
спокойствием, - ненамеренный символ его своеобразнейшего искусства».
Метонимия – заключается в сближении, соотнесении
и соединении образов по сходству содержания. В результате происходит
воображаемое замещение одного значения другим, рождается новый образ, в
котором, однако, сохраняются и легко узнаются черты исходных. Метонимия
позволяет избежать банальности, натуралистического изображения, рождает
многомерный образ, вызывающий неоднозначные ассоциации.
Многие наименования искусствознания являются
метонимиями. Мы говорим «холст», имея в виду картину, произведение живописи;
употребляем слово «масло» вместо «живопись масляными красками». Керамика,
стекло, текстиль – не материал, а вид искусства. Метонимична композиция
портрета Лауры с ветвями лавра Джорджоне.
Распространенный способ формообразования и композиционного
приема в декоративном искусстве: обрамление шпалер, имитирующее резную
золоченую раму картин; различные бандероли и бандельверки, изображающие банты и
перевязки, которые как бы поддерживают элементы изображения; изображение
конструктивных узлов, креплений, утерявших функциональный смысл; многие
орнаментальные формы – меандр, трельяж, ламбрекен, рокайль; ножки стульев и
кресел в форме звериной лапы; ручки в виде зверей, пьющих
Похожие материалы
Информация о работе