Новые концепции боевых машин для пехоты

Страницы работы

Содержание работы

Новые концепции боевых машин для пехоты.

Вступление

Первая современная боевая машина пехоты, советская БМП-1, была непосредственным результатом ( в отношении конструкции) советской попытки развития таких машин в ответ на появление атомной бомбы. Последующая разработка БМП на Востоке и на Западе отражала влияние конструкции БМП-1 даже после того, как стало ясно, что влияние атомного вооружения на тактическом уровне больше не является решающим соображением.

Степень пассивной броневой защиты, которую БМП обеспечивает размещенному внутри нее пехотному отделению, является основным фактором способности выполнить задачу. Если, например, БМП предназначена для использования в тактических целях в обстановке применения ядерного оружия, ей требуется достаточно лёгкое бронирование, такое как у советской БМП-1. Если БМП предназначена для выполнения задач по охране тыловых районов, ей, возможно, достаточно защиты только от огня стрелкового оружия. С другой стороны, если БМП должна действовать в более опасной обстановке, требуется большая защита. В каждом случае броневая защита должна соответствовать выполняемой задаче. 

Однако с более широкой точки зрения, потребность в защите далека от первостепенной. Дополнительная защита означает дополнительную  массу, которая в свою очередь приводит к противоречию с рядом конкурирующих требований: мобильностью при передвижении по суше, авиатранспортабельностью и способностью переправляться вплавь. Прежде чем может быть выдвинуто какое-то требование по повышению защиты, допустимая масса машины, которую отстаивают специалисты по оперативно-тактическим вопросам, должна приводиться в соответствие с требованиями к подвижности, рассматриваемыми в качестве необходимых для выполнения более широких боевых задач.

Самое большое ограничение по массе БМП формируется требованием авиатранспортабельности  БМП. Количество вылетов необходимых для доставки специализированных мобильных групп в различные места назначения, однако, в подавляющем большинстве случаев танки и БМП транспортируются железнодорожным и морским транспортом. Даже в случае транспортировки по воздуху, количества транспортируемых танков и БМП крайне ограничены.

Опыт локальных войн за последние 40 лет показывает, что ограничения массы и защиты БМП, основанные на необходимости воздушных перевозок, являются в значительной степени не только не определяющими, но даже и неуместными.

Требование, по форсированию водных преград вплавь, является немаловажным с точки зрения доктрины применения и географических особенностей наиболее вероятного предполагаемого театра боевых действий, однако БМП должен действовать вмести с танками, а не самостоятельно, а основные танки, как известно, плавучестью не обладают. Танки форсируют преграды при помощи оборудования для подводного вождения танка или по понтонным переправам, поэтому никакого смысла отрывать от БМП нет. Способность по форсированию водных преград в плавь, наиболее оптимально сохранить для разведывательных машин, боевых машин десанта и морской пехоты. Возможным решением может быть применение модульной защиты.

Разработка БМП во всём мире в 1960-1980-е годы продолжалась почти исключительно в мирное время и все с меньшим и меньшим вкладом людей и организаций, которые имеют фактический опыт ведения боевых действий с применением механизированных войск. Результат не удивляет: БМП современного поколения в значительной степени основаны на влиянии боевых действий в условиях ядерной войны, которому придавали большое значение, для использования в войне, которая так и не началась, и предложены тактиками, работающими главным образом без боевого опыта.

Абсолютно не удивительно, что отечественные БМП (как и зарубежные) оказались не приспособленными к применению в современных локальных конфликтах. Слабая противоминная защита, а также защита бортов от РПГ и пуль стрелкового оружия с малых дистанций зачастую приводит к тому, что десант передвигается не внутри БМП, а на ней. Вынужденный риск более чем оправдан  правильным пониманием обстановки вокруг, быстротой спешивания, меньшим риском гибели всего экипажа при подрыве на фугасе. Однако данная ситуация ни коем образом не может считаться нормально и свидетельствует о том, что БМП состоящие сейчас на вооружении не выполняют возложенных на них задач и модернизация полностью решить эту проблему не может.

АОИ (Армия обороны Израиля) несомненно, является новатором в области создания тяжелых бронемашин для пехоты. Но, несмотря на их огромный опыт, их решения не могут считаться универсальными и применимыми для других стран, и требуют серьезного доосмысления.

Учёба на свих ошибках является эффективным источником для выдвижения тактических требований к БМП, российские сухопутные войска дорогой ценой получили важные данные из опыта, полученного в Афганистане и позже в Чечне. Чечня, в частности, предоставляет неоценимые данные об эффективности БМП современного поколения и будущих тактических требованиях. Однако были ли сделаны правильные выводы?

Похожие материалы

Информация о работе