Новые концепции боевых машин для пехоты, страница 6

Тяжелая БМП. Перекомпоновка?

Для эффективного использования Т-БТР, на базе корпуса танка с задним расположением МТО, безусловно, нужна его перекомпоновка, замена двигателя на более компактный, для того, чтобы обеспечить удобное и безопасное спешивание десанта, таким путем пошли израильтяне, установив на серийный Т-БТР «Ахзарит» компактную силовую установку**, которая позволила создать люк для пехоты в корме танка, подобное решение также применили конструкторы ХКБМ на своем тяжелом БТР на базе танка Т-84, который, однако, трудно отнести к БМП из-за сокращенного до  5 человек десанта, связанного с сохранением 125 мм пушки.

Другим, менее оптимальным в плане боевых качеств, но более дешевым является решение, принятое на серийной отечественной Т-БТР (БМО-Т) на базе танка Т-72. На БМО-Т без изменений  сохранена силовая установка Т-72, десант спешивается через два люка расположенных над МТО (33).

Однако в последнее время имеются предложения изменить компоновку корпуса будущих основных боевых танков для расположения моторно-трансмиссионного отделения в передней части машины, следуя схеме, принятой для являющегося до сих пор единственным в своем роде танка "Меркава".

Современные бронированные машины на базе танка

Наименование

«Ахзарит»****

«Намер»

«Темсах»

БМТ-72

БМТ-84

БТР-Т

БМО-Т

АВ-13

Страна

Израиль

Израиль

Иордания

Украина

Украина

Россия

Россия

Украина/ Иордания

Базовый танк

Т-55

«Меркава»

Центурион

Т-72

Т-84

Т-55

Т-72

Центурион

Экипаж (десант), чел.

3 (7)

3 (7)

2 (10)

3 (5)

3 (5)

2 (5)

-

(3)7

Боевая масса, кг

44 000

-

49 500

50 000

48 600

38 500

-

31 000

Вооружение

пулеметное

пулеметное

Автоматическая пушка и ПТРК

Аналогично танку

Аналогично танку

Автоматическая пушка и ПТРК***

пулеметное

Автоматическая пушка и АГС

Спешивание десанта через кормовой люк

Обеспечено

Обеспечено

Обеспечено

Не обеспечено

Обеспечено

Не обеспечено

Не обеспечено

Обеспечено

На интересный ход пошли иорданские конструкторы: для обеспечения пехотному отделению возможности безопасного спешивания из кормовой части машины желательна компоновка этой машины с передним размещением двигателя. Чтобы достичь этого без конструктивных изменений корпуса танка «Центурион» с кормовым размещением двигателя, он используется так, что в своем новом виде кормовая часть танка стала передней частью. Для использования танка в таком виде изменено направление вращения бортовых передач, геометрия подвески также отрегулирована для сохранения распределения натяжения гусениц. Командир и водитель перемещены  вперед на приподнятых рабочих местах за перегородкой моторно-трансмиссионного отделения.

Кормовой вход БМП «Темсах», на базе танка «Центурион».

Еще одним вариантом решения вопроса с размещением двигателя является опытный ТБМП АВ-13, разработанный ХКБМ им Малышева для Иордании. Отличием АВ-13 от концепции примененной в ТБТР «Темсах» является сохранение расположения двигателя в корме.

Двигатель заменен украинским многотопливным двигателем 5ТДФ мощностью 700 л.с. Двигатель 5ТДФ низкого профиля обеспечивает место для перевоза семи солдат в дополнение к экипажу в двухместной башни и водителю. Десант размещен полукругом в отделении за погоном башни и, чтобы спешиться, должен перейти через двигатель. Хотя украинский двигатель не такой высокий, как первоначально устанавливаемый двигатель,  для быстрого спешивания необходимо будет открывать броневые крышки люков над плитой двигателя подобно российской БМП-3. Башня включает установку сдвоенной 30-мм пушки, с переменным темпом стрельбы,7,62-мм спаренный пулемет ПКТ и 30-мм гранатомет АГС-17.