3) Определим приведенные или эквивалентные моменты , в местах установки зубчатых колес по четвертой гипотезе прочности:
4) Определим диаметр вала в месте установки зубчатого колеса :
, но диаметр цапфы . Диаметр вала в месте установки зубчатого колеса не может быть меньше диаметра цапфы, найденного в ориентировочном расчете вала.
5) принимаем по ГОСТ 6636-69.
6) По ГОСТ 7888-68 выбираем размеры сечений шпонок и пазов валов:
- диаметр вала ;
- сечения шпонки: ширина , высота ;
- глубина паза: вала , втулки ;
7) Определим моменты сопротивления нетто (с учетом ослабления сечения вала шпоночными пазами) валов в местах установки зубчатых колес:
а) осевой :
;
б) полярный :
;
8) Определим максимальные напряжения в указанных сечениях:
а) изгиба :
;
б) кручения :
;
Данный расчет выполняется как проверочный для определения расчетного запаса прочности.
1. Уточненный расчет быстроходного вала
Общий коэффициент запаса прочности находится по формуле:
, где и – коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям.
Для общего коэффициента запаса прочности должно выполняться неравенство , – допускаемый коэффициент запаса прочности.
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям :
, где:
– предел выносливости материала вала;
– масштабный фактор для нормальных напряжений (зависит от диаметра и материала вала)
– коэффициент влияние шероховатости поверхности, зависящий от вида обработки поверхности вала, Рекомендуемые значения , меньшие значения соответствуют грубой обточке, большие – шлифованию;
– эффективной коэффициент концентрации нормальных напряжений. Для валов из высокопрочных и легированных сталей со шпоночными канавками ;
– из приближенного расчета для быстроходного вала первой ступени;
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:
, где:
– предел выносливости по касательным напряжениям;
– эффективный коэффициент концентрации касательных напряжений. Для валов из высокопрочных и легированных сталей со шпоночными канавками ;
– масштабный фактор для касательных напряжений (зависит от диаметра и материала вала)
– коэффициент, характеризующий соотношение пределов выносливости при симметричном и отнулевом циклах изменения напряжений кручения. Для углеродистой и легированной стали, применяемой для изготовления валов, можно считать ;
().
2. Уточненный расчет промежуточного вала
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям :
, где:
, , , ;
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:
, где:
, , , , ;
Общий коэффициент запаса прочности :
().
3. Уточненный расчет тихоходного вала второй ступени
Коэффициент запаса прочности по нормальным напряжениям :
, где:
, , , ;
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:
, где:
, , , , ;
Общий коэффициент запаса прочности :
().
1. Вычисления расчетной долговечности подшипников быстроходного вала первой ступени
В связи с недостаточной динамической грузоподъемности выбранного предварительно подшипника качения, расчетная долговечность не удовлетворяет условию , поэтому требуется замена на роликовые радиально-упорные конические однорядные средней серии со следующими характеристиками:
№ подш. |
|
|
|
|
|
|
7313 |
65 |
140 |
33 |
3 |
11100 |
13400 |
Определим максимальные радиальные нагрузки на подшипник как среднее геометрическое от вертикальной и горизонтальной радиальных реакций опор валов, вычисленных в приближенном расчете валов:
;
Величина осевого усилия ;
Определим приведенные (эквивалентные) нагрузки подшипников :
,
, – коэффициенты нагрузок.
– коэффициент вращения, зависит от того, какое кольцо подшипника вращается. При вращении внутреннего кольца .
– коэффициент безопасности (динамический коэффициент, зависящий от характера нагрузки). Принимаем .
– температурный коэффициент, зависящий от рабочей температуры подшипника. Принимаем .
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.