3)
Определим приведенные или эквивалентные моменты ,
в местах установки зубчатых колес по четвертой гипотезе прочности:
4)
Определим диаметр вала в месте установки зубчатого колеса :
, но диаметр цапфы
. Диаметр вала в месте установки зубчатого
колеса не может быть меньше диаметра цапфы, найденного в ориентировочном
расчете вала.
5)
принимаем по ГОСТ 6636-69.
6) По ГОСТ 7888-68 выбираем размеры сечений шпонок и пазов валов:
-
диаметр вала ;
-
сечения шпонки: ширина , высота
;
-
глубина паза: вала , втулки
;
7) Определим моменты сопротивления нетто (с учетом ослабления сечения вала шпоночными пазами) валов в местах установки зубчатых колес:
а) осевой :
;
б) полярный :
;
8) Определим максимальные напряжения в указанных сечениях:
а) изгиба :
;
б) кручения :
;
Данный расчет выполняется как проверочный для определения расчетного запаса прочности.
1. Уточненный расчет быстроходного вала
Общий коэффициент запаса прочности находится по формуле:
, где
и
–
коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям.
Для общего коэффициента запаса прочности должно выполняться
неравенство ,
–
допускаемый коэффициент запаса прочности.
Коэффициент запаса прочности по
нормальным напряжениям :
, где:
– предел выносливости материала
вала;
– масштабный фактор для
нормальных напряжений (зависит от диаметра и материала вала)
– коэффициент влияние
шероховатости поверхности, зависящий от вида обработки поверхности вала,
Рекомендуемые значения
, меньшие значения
соответствуют грубой обточке, большие – шлифованию;
– эффективной коэффициент
концентрации нормальных напряжений. Для валов из высокопрочных и легированных
сталей со шпоночными канавками
;
– из приближенного расчета для
быстроходного вала первой ступени;
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:
, где:
– предел выносливости по
касательным напряжениям;
– эффективный коэффициент концентрации
касательных напряжений. Для валов из высокопрочных и легированных сталей со
шпоночными канавками
;
– масштабный фактор для
касательных напряжений (зависит от диаметра и материала вала)
– коэффициент, характеризующий
соотношение пределов выносливости при симметричном и отнулевом циклах изменения
напряжений кручения. Для углеродистой и легированной стали, применяемой для
изготовления валов, можно считать
;
(
).
2. Уточненный расчет промежуточного вала
Коэффициент запаса прочности по
нормальным напряжениям :
, где:
,
,
,
;
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:
, где:
,
,
,
,
;
Общий коэффициент запаса
прочности :
(
).
3. Уточненный расчет тихоходного вала второй ступени
Коэффициент запаса прочности по
нормальным напряжениям :
, где:
,
,
,
;
Коэффициент запаса прочности по касательным напряжениям:
, где:
,
,
,
,
;
Общий коэффициент запаса
прочности :
(
).
1. Вычисления расчетной долговечности подшипников быстроходного вала первой ступени
В связи с недостаточной
динамической грузоподъемности выбранного предварительно подшипника качения,
расчетная долговечность не удовлетворяет условию ,
поэтому требуется замена на роликовые радиально-упорные конические однорядные
средней серии со следующими характеристиками:
№ подш. |
|
|
|
|
|
|
7313 |
65 |
140 |
33 |
3 |
11100 |
13400 |
Определим максимальные радиальные нагрузки на подшипник как среднее геометрическое от вертикальной и горизонтальной радиальных реакций опор валов, вычисленных в приближенном расчете валов:
;
Величина осевого усилия ;
Определим приведенные
(эквивалентные) нагрузки подшипников :
,
,
– коэффициенты нагрузок.
– коэффициент
вращения, зависит от того, какое кольцо подшипника вращается. При вращении
внутреннего кольца
.
–
коэффициент безопасности (динамический коэффициент, зависящий от характера
нагрузки). Принимаем
.
–
температурный коэффициент, зависящий от рабочей температуры подшипника.
Принимаем
.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.