Анализ влияния окружающей среды г. Санкт-Петербурга на здоровье ребенка, страница 11

Проведение соответствующих работ по указанным направлениям позволит с наименьшими экономическими затратами достичь заданного уровня качества окружающей среды, при котором риск развития неблагоприятных эффектов для здоровья населения будет минимизирован, а возникшие первичные неблагоприятные изменения будут скорригированы профилактическим вмешательством. Ожидается существенное снижение числа случаев нарушения детородной функции и постнаталь-ного периода развития, распространенности неинфекционных заболеваний и в первую очередь сердечно-сосудистых, легочных заболеваний, болезней печени, особенно среди детей.

Антропогенная нагрузка в условиях концентрации промышленного потенциала в ряде регионов и городов России давно перешла все допустимые пределы, а рост промышленного производства, сопровождающийся увеличением городского населения, компактно проживающего в промышленных зонах на ограниченных территориях, приводит к увеличению доли людей, подвергающейся вредным воздействиям.

Создание комплексной программы оздоровления требует подробного анализа состояния среды обитания и здоровья населения, без которого не могут быть выделены приоритетные направления деятельности, сформулированы основные критерии направлений оздоровления и конкретные задачи по созданию и поддержанию здоровой окружающей среды.

При разработке комплексной программы оздоровления целесообразно широко использовать международный опыт, в частности, опыт европейских городов и США, международные проекты ВОЗ: "Здоровье для всех", "Здоровье города", программы сотрудничества Американского международного союза здравоохранения и другие.

В качестве примера схожести задач, стоящих перед российскими городами и городами других стран, можно привести некоторые пункты проекта ВОЗ "Здоровые города", являющегося средством проведения в жизнь стратегии "Здоровье для всех" и отвечающего на вопрос о том, что является конечной целью программ оздоровления (в широком смысле этого понятия).

Согласно определениям ВОЗ, признаками "здорового города" являются:

•  чистая, безвредная, оптимальная внешняя среда;

•  устойчивая экосистема;

•  достаточный уровень социального развития;

•  высокая степень участия населения в принятии решений, от которых зависит его жизнь, здоровье и благополучие, контроль над этим решениями;

•  удовлетворение основных потребностей (в пище, воде, жилье, уровне дохода, безопасности и работе) всего населения города;

•  доступность самых разнообразных средств саморазвития, организации досуга, возможность широких контактов, сотрудничества, общения;

•  разветвленная, жизнеспособная экономика, использующая новейшие достижения науки и техники;

•  поощрение интереса к истории, к культурному наследию и этническим корням жителей города, а также других людей и групп;

•  структура управления, совместимая со всем перечисленным выше и помогающая этого достичь;

•  оптимальный уровень общественного здоровья в городе и доступные для всех медицинские службы;

•   высокие количественные показатели здоровья и низкие - по заболеваемости.

Концепция "здорового города” означает процесс, а не результат.

На основе общих идей проекта ВОЗ "Здоровые города" город самостоятельно разрабатывает собственные, местные проекты. Их основные черты следующие:

•  направленность на здоровье (при понимании здоровья в широком смысле, включая и социально-психологические аспекты, и т.д.);

•  обязательное участие городских властей в принятии решений по оздоровлению окружающей среды;

•   координация межведомственной деятельности, в том числе создание необходимых организационных структур;

•  участие общественности;

•   использование новейших достижений и методов работы.

Проект достигает цели только в том случае, когда более здоровой становится обстановка везде: в домах, школах, на рабочих местах и т.д.

В целях определения государственной стратегии действий, а также руководствуясь документами Конференции ООН по окружающей среде и развитию, 4 февраля 1994 г. введены в действие Указом Президента РФ "Основные положения государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития", направленные на реализацию закрепленного в Конституции права граждан на благоприятную окружающую среду.