ТЯЖЕЛЫЙ ТАНК КВ-1
Опыт использования средних и тяжелых танков в войне с Финляндией показал, что броня 30-40-мм уже не может обеспечить защиту от огня противотанковых пушек и, что управление многобашенными танками в бою весьма затруднительно. По этой причине новый тяжелый танк КВ-1 получил противоснарядное бронирование и был выполнен однобашенным, с классической компоновкой. В передней части сварного корпуса коробчатого сечения располагалось отделение управления, в средней - боевое отделение, а силовая установка находилась в задней части корпуса.
Танк выпускался с башней двух типов: сварной из листов толщиной 75-мм или литой с толщиной стенок 95-мм. В ходе производства бронезащита корпуса была усилена дополнительными 25-мм экранами, а толщина стенок литой башни доведена до 105-мм. Поэтому не удивительно, что КВ-1 выходили победителями из боя, неся на своей броне иногда многие десятки вмятин от снарядов. Первоначально устанавливалась 76,2-мм пушка Л-11, затем - Ф-32 того же калибра, а с 1941 г. КВ выпускался с 76,2-мм пушкой ЗИС-5. КВ-1 выпускался серийно с 1940 по 1942 г. Всего было выпущено 4800 машин КВ различных модификаций. На базе КВ-1 были созданы танки КВ-2, КВ-3, КВ-8, КВ-9 и другие.
История создания тяжелого танка КВ-1
В соответствии с постановлением Комитета Обороны СССР в конце 1938 года на Кировском заводе в Ленинграде началось проектирование нового тяжелого танка с противоснарядным бронированием, получившего название СМК («Сергей Миронович Киров»). Разработкой еще одного тяжелого танка, названного Т-100, занимался Ленинградский завод опытного машиностроения имени Кирова (№ 185).
Ведущим конструктором танка СМК был А. С. Ермолаев. Первоначальным проектом предусматривалось создание трехбашенной машины, при этом ее масса достигала 55 т. В процессе работы от одной башни отказались, а сэкономленный вес направили на утолщение брони. Параллельно с СМК c февраля 1939 г. Ленинградский Кировский завод приступил к проектированию однобашенного танка прорыва, получившего наименование КВ в честь наркома обороны К.Е. Ворошилова. Ведущим конструктором танка назначили инженера Н.Л. Духова. Технический проект машины был подготовлен в течение месяца. В соответствии с проектом на танк установили новый дизель В-2 мощностью 500 л.с., разработанный в Харькове. По сути дела, KB представлял собой уменьшенный по длине на два опорных катка СМК с одной башней и дизельным двигателем. Наименование КВ-1 стало применяться с 1941 г., до этого он обозначался, как "танк с малой башней" (существовал ещё "танк с большой башней" - КВ-2).
К сентябрю машина была готова и вышла на испытания, в ходе которых выявились нестабильная работа двигателя и будущее слабое место - ненадёжная коробка передач. Частично проблемы удалось решить, но коробка передач осталась прежней. Имели место большие проблемы со сцеплением и трансмиссией, что сказывалось на мобильности танка. При переключении передачи танк останавливался и не мог быстро набрать скорость. Аармия США провела испытания (в 1942 г.) трансмиссии на танковом полигоне в Абердине и пришла к выводу, что она устарела и не может быть принята на вооружение, так как механику-водителю очень трудно с ней обращаться. Неэффективные воздушные фильтры отрицательно влияли на работу двигателя. Все эти факторы в совокупности ухудшали управление танком. Танк КВ был снят с испытаний для проверки в боевой обстановке советско-финской войны начавшейся 30 ноября 1939 г. Первый экземпляр был вооружён двумя орудиями: 76- и 45-мм, установленными в одной башне. Перед отправкой на фронт для удобства работы экипажа 45-мм орудие было демонтировано и заменено пулемётом ДТ. Опытный КВ находился на передовой до января 1940 г. Участвуя в боевых действиях, танк продемонстрировал неуязвимость от огня противотанковых орудий.
Тактико-технические характеристики советских тяжелых танков конца 1930-х гг.
· Т-35
· СМК
· Т-100
· КВ
Т-35 |
|
ТТХ/Марка танка |
вып. 1939 |
Боевой вес, кг |
54250 |
Экипаж, чел. |
11 |
Размер, мм |
|
Длина общая |
9740 |
Ширина |
3200 |
Высота |
3440 |
Клиренс |
530 |
Ширина трака |
525 |
Вооружение |
|
Пушек, шт. х кал. |
1х 76,2-мм КТ |
2х 45-мм 20К |
|
Снарядов, шт. |
76,2-мм - 96 |
45-мм - 226 |
|
Пулеметов, шт. х кал. |
6х7.62-мм |
Тип пулемета |
ДТ |
Патронов, шт. |
10080 |
Толщина брони, мм |
|
Верт. корпуса |
70-30-20 |
Гориз. корпуса |
20-10 |
Башня |
35-30 |
Двигатель |
|
Тип |
4т/12ц/к/ж |
Марка |
М-17Т |
Мощность макс., л.с. |
500 |
При частоте об/мин |
1800 |
Передач КПП |
4/1 |
Скорость макс., км/ч |
30 |
Тип топлива |
Бензин 1 с |
Емк. бака, л |
910 |
Запас хода, км |
|
- шоссе |
140 |
- проселок |
100 |
Преодолеваемые препятствия |
|
Уд.давление, кгс/см2 |
0.86 |
Подъем, град. |
25 |
Спуск, град. |
30 |
Крен, град. |
15 |
Ров, мм |
4400 |
Стенка, мм |
1200 |
Брод, мм |
1700 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.