Но никаких явных боевых преимуществ перед средним танком Т-34, за исключением более толстой брони, КВ не имел. Вооружение было таким же, а маневренность хуже, чем у «тридцатьчетверки». Танкисты не очень любили эту машину: KB мог вдрызг разбить любую дорогу (колесная техника идти за ним уже не могла), его не мог выдержать практически ни один мост, за исключением капитальных каменных. Но самым главным недостатком были крайне ненадежные в работе главный фрикцион, коробка передач, бортовые фрикционы и малоэффективный воздухоочиститель. Словом, трансмиссия танка оставляла желать лучшего, выход ее из строя был массовым явлением. Таким образом, единственным оправданием выпуска KB в 1941-1942 годах параллельно с Т-34 могла бы быть только более мощная пушка, например 85-мм, чего однако в те годы не произошло.
Тактико-технические характеристики средних и тяжелых танков 1940 г. |
||||
А-34 |
Т-34 |
КВ-1 |
КВ-2 |
|
ТТХ/Марка танка |
вып. 1939 |
1940 |
1940 |
1910 |
Боевой вес, кг |
25450 |
26000 |
43100 |
54000 |
Экипаж, чел. |
4 |
4 |
5 |
5 |
Размер, мм |
||||
Длина общая |
5920 |
5950 |
6750 |
6760 |
Ширина |
3000 |
3000 |
3300 |
3300 |
Высота |
2405 |
2405 |
2650 |
3430 |
Клиренс |
400 |
400 |
450 |
420 |
Ширина трака |
550 |
550 |
660 |
660 |
Вооружение |
||||
Пушек, шт. х кал. |
1х 76,2-мм Л-11 |
1x76,2-мм Л-11 |
1х76,2-мм Л-11 |
1х152.4-мм М-10 |
Снарядов, шт. |
70 |
77 |
118 |
32-36 |
Пулеметов, шт. х кал. |
2х7,62-мм |
2х7,62-мм |
3x7,62- мм |
4х7,62-мм |
Тип пулемета |
ДТ |
ДТ |
ДТ |
ДТ |
Патронов, шт. |
3087 |
4725 |
1008 |
3402 |
Толщина брони, мм |
||||
Верт. корпуса |
45-40-35 |
45-40 |
75 |
75 |
Гориз. корпуса |
20-16-13 |
20-16-13 |
30-40 |
30-40 |
Башня |
45-40 |
45 |
75 |
75 |
Двигатель |
||||
Тип |
4т/12ц/ч/ж |
4т/12ц/д/ж |
4т/12ц/д/ж |
4т/12ц/д/ж |
Марка |
В-2-400 |
В-2-34 |
В-2 |
В-2 |
Мощность макс., л.е. |
480 |
500 |
500 |
500 |
При частоте об/мин |
1800 |
1850 |
1850 |
1850 |
Передач КПП |
4/1 |
4/1 |
5/1 |
5/1 |
Скорость макс., км/ч |
54 |
51,5 |
36 |
30 |
Тип топлива |
Дизельное |
Дизельное |
Дизельное |
Дизельное |
Ёмк. бака, л |
460 |
455 |
600 |
600 |
Запас хода, км |
||||
- шоссе |
350 |
290 |
230 |
160 |
- проселок |
225 |
220 |
170 |
140 |
Преодолеваемые препятствия |
||||
Уд.давление, кг/см2 |
0.6 |
0.62 |
0.66 |
0.87 |
Подъем, град. |
36 |
30 |
37 |
32 |
Спуск, град. |
30 |
30 |
37 |
32 |
Крен, град. |
20 |
20 |
28 |
25 |
Ров, мм |
2500 |
2500 |
3000 |
2500 |
Стенка, мм |
750 |
720 |
870 |
870 |
Брод, мм |
1300 |
1300 |
1500 |
1500 |
В августе 1942 г. производство КВ-1 было прекращено, тем более, что параллельно с июля уже выпускался КВ-1 С. Всего за время производства изготовлено 3226 машин. К концу 1942 г. большая часть танков КВ-1 была потеряна, но оставшиеся принимали, например, участие в сражениях на Курской дуге летом 1943 г. Дольше всего танки КВ применялись на тех участках фронта, где велась в основном позиционная борьба - под Ленинградом, в Карелии. Там танки КВ воевали до осени 1944 г.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.