Тяжелый танк КВ-1. История создания. Тактико-технические характеристики советских тяжелых танков конца 1930-х годов, страница 2

Уже 19 декабря 1939 г. Комитет Обороны, ознакомившись с результатами испытаний и донесений с фронта, рекомендовал принять танк КВ на вооружение при условии устранения обнаруженных недостатков.

С начала 1940 г. ЛКЗ приступил к выпуску так называемой установочной партии машин. Машины установочной партии внешне отличались от КВ, выпускавшихся позднее. Танки не имели курсового пулемета, по всей длине корпуса тянулись надгусеничные полки «авиационного» типа, башня была сварена из гнутых листов, изготовленных штамповкой.

КВ-1

Внутреннее помещение КВ-1 было далеко от идеала. Из-за этого экипаж испытывал серьезные трудности во время боя. При закрытых люках механик-водитель и командир экипажа имели очень ограниченный обзор, из-за чего им было сложно выполнять свои функции. Прибор наблюдения механика-водителя имел ограниченный траверс, а триплекс был такого плохого качества, что через него было трудно что-либо увидеть. В распоряжении командира было два неплохих наблюдательных прибора, установленных на башне. Однако он не имел возможности полноценно руководить действиями механика-водителя, стрелка-радиста и стрелка, поскольку был вынужден выполнять функции заряжающего. Это сказывалось на боевой эффективности машины.

В конце мая 1940 г. решением Правительства СССР программа выпуска танков КВ была значительно увеличена. Существенное увеличение производства потребовало внесения в конструкцию ряда изменений, направленных прежде всего на упрощение производства. В июле КВ получил упрощенную технологичную «гранёную» башню вместо «круглой», борта, лоб и задняя стенка которой представляли собой плоские плиты.

КВ-1

Замена «круглой малой башни» позволила высвободить прессовое оборудование и упростить процесс сборки машины. Далее, при монтаже оборудования по возможности отказывались от винтовых соединений в пользу болтовых, была упрощена форма крыльев, установлены сварные баки вместо штампованно-сварных. Изменена конструкция КПП, введен литой картер, уменьшено число опорных подшипников. Даже по предварительным прикидкам, стоимость танка снижалась на 10-15 процентов

Из доклада комиссии по проверке с 1 по 10 октября состояния работ по производству танка КВ:

"Танк КВ по отдельным узлам и агрегатам до сих пор имеет еще конструктивные недоработки. Результаты ряда заводских испытаний, проведенных при участии представителей АБТУ КА, показали следующее: А) Гарантийный километраж, установленный для танка КВ в 2000 км, по отдельным узлам и агрегатам не выдерживается. В выводах комиссии по испытанию машины У-21 отмечено: "Предъявленная машина КВ № 21 для испытаний на гарантийный километраж не прошла их по коробке перемены передач, по бортовым фрикционам и тракам гусеницы. Коробка перемены передач по шестерням 2-4 скорости не обеспечивает надежной работы на гарантийный километраж». Б) Коробка перемены передач танка "КВ" не обладает достаточной прочностью, вследствие чего при испытании машины У-21 имели место два случая аварийных поломок. В) Система охлаждения не обеспечивает нормальную работу двигателя по причине повышенной температуры воды и масла в радиаторе. Г) Бортовые фрикционы отказывают в работе вследствие перегрева, вызванного неудовлетворительной смазкой подшипников фрикциона. Д) Воздушный фильтр двигателя не обеспечивает нормальную очистку воздуха от пыли, вследствие чего при движении по пыльному проселку двигатель отказывает в работе. Е) Система поворотного механизма башни не доработана. Танки «КВ» с коробкой перемены передач без замка-фиксатора изготовленные заводом и принятые на вооружение армии до 1 августа в количестве 32 штук, не гарантированы от аварийных поломок и вследствие этого подлежат возврату на завод для переделки. Проводимые периодические заводские испытания танка КВ не охватывают всех возможных положений машины в армейских условиях ее эксплуатации и вследствие этого не могут выявить полностью всех недостатков. Для полного представления о недоработках танка КВ необходимы полигонные и войсковые испытания. По решению ЦК ВКП(б) и СНК СССР испытание танка "КВ" должно было бы быть закончено к 15 июня 1940 года, после чего... должны были быть утверждены чертежи и технические условия на производство танка КВ. Однако, чертежи и технические условия на танк полностью не отработаны и не утверждены до настоящего времени. Это затрудняет работу военной приемки и тормозит развертывание серийного производства, вследствие непрерывных изменений чертежей и технологического процесса.