Тяжелый танк КВ-1. История создания. Тактико-технические характеристики советских тяжелых танков конца 1930-х годов, страница 4

Немцы не были безоружными против советских тяжелых машин. К борьбе с ними привлекли тяжёлую крупнокалиберную артиллерию, мощные зенитные орудия (господство немецкой авиации в воздухе это позволяло). Хотя немецкие солдаты прозвали основное 37-мм противотанковое орудие «дверной колотушкой» за его полнейшее бессилие в борьбе с новыми советскими танками, в Вермахте имелась и 50-мм противотанковая пушка, бронебойный снаряд которой в благоприятных условиях пробивал лобовую броню КВ на дистанциях до 500 м (правда, таких орудий летом 1941 г. было относительно немного).

В целом «...танки КВ имеют высокие боевые качества - крепкую броню и хорошее оружие. На поле боя танки КВ приводили в смятение танки противника и во всех случаях его танки отступали, ...имелись случаи, когда один КВ выводил из строя до 10 - 14 танков противника».

Тяжёлые потери в летней компании поставили перед производством задачу всемерного наращивания выпуска танков КВ. С июля танк получил новую, более простую в изготовлении, башню.

Танк КВ-1

Для повышения снарядостойкости КВ подвергли экранировке дополнительными 25-мм листами брони. В связи с тем, что враг подходил к Ленинграду все ближе и ближе, в августе 1941 г. началась эвакуация Кировского завода в Челябинск. В октябре выпуск танков КВ в Ленинграде прекратился.

С октября 1941 г. единственным предприятием по производству тяжёлых танков стал ЧТЗ. Был создан Уральский комбинат по производству тяжёлых танков КВ в составе ЧТЗ, УЗТМ, Уральского турбинного завода и завода №75 по выпуску дизельных двигателей, эвакуированного из Харькова. Вскоре это объединение получило неофициальное наименование «Танкоград», под которым и вошло в историю.

Танки уральского выпуска в октябре вновь перевооружили, теперь уже 76,2-мм орудием ЗИС-5, которое имело баллистику как и устанавливаемое в Т-34 орудие Ф-34 и отличалось от последнего некоторыми деталями.

Танк КВ-1

Кроме заводского оборудования, из Ленинграда прибыл и конструкторский коллектив разработчиков машины во главе с Ж.Я. Котиным, к которому на месте присоединились конструкторы ЧКЗ и другие специалисты, эвакуированные из разных городов страны.Объединенными усилиями была проделана огромная работа по переработке конструкторской и технологической документации в поисках возможности резкого сокращения трудоемкости изготовления КВ. В этом направлении удалось добиться практически невероятного: если в мае 1941 г. на изготовление одного КВ-1 уходило 23453 ч, то к середине января 1942.г. этот показатель сократился до 9007 ч.

В октябре 1941 г. ощущалась острая нехватка танковых дизелей, и чтобы не останавливать производство на КВ, стали ставить бензиновые М-17, хотя они и не подходили для такой тяжелой машины. Дефицит алюминия привёл к изготовлению стальных радиаторов, гусеничные траки стали литыми, ходовая часть оснащалась катками без резиновых бандажей, вместо танковых радиостанций стали устанавливать авиационные.

В целях экономии дорогостоящего проката, наряду со сварными, перешли к изготовлению литых башен. С декабря танк стал оснащаться башней, за основу конструкции которой была принята литая башня производства Ижорского завода, испытанная еще до войны.

Танк КВ-1

Позже литые «утяжеленные» башни стал выпускать УЗТМ. Литьё имеет как положительные (в основном производственного характера), так и отрицательные свойства (неравномерность структуры металла, неизбежность образования внутренних дефектов и т.п.). Все это приводит к необходимости существенно увеличивать толщину стенок отливки для достижения приемлемой снарядостойкости. На «утяжеленной» толщина стенок достигла 110 мм против 75 мм у сварной. А это - дополнительный вес...

Танк КВ-1

Первые танки КВ-1, оснащённые пушкой ЗИС-5, пошли в бой осенью 1941 г. под Москвой. В это время практически все выпускаемые средние и тяжёлые танки направлялись в войска, защищавшие столицу. Эти машины сыграли большую роль в ходе нашего контрнаступления под Москвой.