Немцы не были безоружными против советских тяжелых машин. К борьбе с ними привлекли тяжёлую крупнокалиберную артиллерию, мощные зенитные орудия (господство немецкой авиации в воздухе это позволяло). Хотя немецкие солдаты прозвали основное 37-мм противотанковое орудие «дверной колотушкой» за его полнейшее бессилие в борьбе с новыми советскими танками, в Вермахте имелась и 50-мм противотанковая пушка, бронебойный снаряд которой в благоприятных условиях пробивал лобовую броню КВ на дистанциях до 500 м (правда, таких орудий летом 1941 г. было относительно немного).
В целом «...танки КВ имеют высокие боевые качества - крепкую броню и хорошее оружие. На поле боя танки КВ приводили в смятение танки противника и во всех случаях его танки отступали, ...имелись случаи, когда один КВ выводил из строя до 10 - 14 танков противника».
Тяжёлые потери в летней компании поставили перед производством задачу всемерного наращивания выпуска танков КВ. С июля танк получил новую, более простую в изготовлении, башню.
Для повышения снарядостойкости КВ подвергли экранировке дополнительными 25-мм листами брони. В связи с тем, что враг подходил к Ленинграду все ближе и ближе, в августе 1941 г. началась эвакуация Кировского завода в Челябинск. В октябре выпуск танков КВ в Ленинграде прекратился.
С октября 1941 г. единственным предприятием по производству тяжёлых танков стал ЧТЗ. Был создан Уральский комбинат по производству тяжёлых танков КВ в составе ЧТЗ, УЗТМ, Уральского турбинного завода и завода №75 по выпуску дизельных двигателей, эвакуированного из Харькова. Вскоре это объединение получило неофициальное наименование «Танкоград», под которым и вошло в историю.
Танки уральского выпуска в октябре вновь перевооружили, теперь уже 76,2-мм орудием ЗИС-5, которое имело баллистику как и устанавливаемое в Т-34 орудие Ф-34 и отличалось от последнего некоторыми деталями.
Кроме заводского оборудования, из Ленинграда прибыл и конструкторский коллектив разработчиков машины во главе с Ж.Я. Котиным, к которому на месте присоединились конструкторы ЧКЗ и другие специалисты, эвакуированные из разных городов страны.Объединенными усилиями была проделана огромная работа по переработке конструкторской и технологической документации в поисках возможности резкого сокращения трудоемкости изготовления КВ. В этом направлении удалось добиться практически невероятного: если в мае 1941 г. на изготовление одного КВ-1 уходило 23453 ч, то к середине января 1942.г. этот показатель сократился до 9007 ч.
В октябре 1941 г. ощущалась острая нехватка танковых дизелей, и чтобы не останавливать производство на КВ, стали ставить бензиновые М-17, хотя они и не подходили для такой тяжелой машины. Дефицит алюминия привёл к изготовлению стальных радиаторов, гусеничные траки стали литыми, ходовая часть оснащалась катками без резиновых бандажей, вместо танковых радиостанций стали устанавливать авиационные.
В целях экономии дорогостоящего проката, наряду со сварными, перешли к изготовлению литых башен. С декабря танк стал оснащаться башней, за основу конструкции которой была принята литая башня производства Ижорского завода, испытанная еще до войны.
Позже литые «утяжеленные» башни стал выпускать УЗТМ. Литьё имеет как положительные (в основном производственного характера), так и отрицательные свойства (неравномерность структуры металла, неизбежность образования внутренних дефектов и т.п.). Все это приводит к необходимости существенно увеличивать толщину стенок отливки для достижения приемлемой снарядостойкости. На «утяжеленной» толщина стенок достигла 110 мм против 75 мм у сварной. А это - дополнительный вес...
Первые танки КВ-1, оснащённые пушкой ЗИС-5, пошли в бой осенью 1941 г. под Москвой. В это время практически все выпускаемые средние и тяжёлые танки направлялись в войска, защищавшие столицу. Эти машины сыграли большую роль в ходе нашего контрнаступления под Москвой.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.