Проектирование качающейся части артиллерийского орудия, страница 6

Казённик соединяется  с трубой с помощью быстроразъёмной секторной резьбы, что позволяет производить смену ствола без демонтажа пушки, т.е. является существенным эксплуатационным преимуществом.

    1. Зубчатый сектор (секторный подъёмный механизм)

Механизм вертикальной наводки, имеющий в числе своих звеньев  зубчатую пару, состоящую из шестерни и зубчатого колеса  (сектора), называется секторным подъёмным  механизмом.

При установке сектора  на качающуюся часть, примем решение  о том, что он будет крепиться  к люльке жёстко с помощью шести  болтов. Вращение шестерни, находящейся  в контакте с зубчатым сектором, приведёт к вращению самого сектора  и, как следствие жёсткой связи  «люлька-сектор», подъёму люльки и  ствола на заданный угол.

Расчёт секторного подъёмного механизма:

    1. Передаточное отношение пары «сектор - шестерня»:

-, где n –число оборотов маховика с минуту (в пределах т=60-120 об)

  -заданная тактико-техническими требованиями скорость вертикальной наводки, выраженная в град/сек

С учётом необходимости подъёма  качающейся части на требуемый угол возвышения, лежащий в пределах -5o-+15o, а также интервала служебных углов в пределах 10o назначаем угловую величину сектора ?=30o. Поэтому введённый нами диаметральный коэффициент сектора k= поможет нам осуществлять переход от зубчатого колеса к сектору.

Рассчитаем геометрию  зубчатого сектора:

Зубчатый сектор является прямозубым, эвольвентным.

Первый вопрос, возникающий при построении зубчатого  колеса - правильное построение профиля  зуба. Поскольку наибольшее применение имеет эвольвентное зацепление, рассмотрим построение эвольвентного профиля  зуба.

Размеры зубьев с эвольвентным профилем определяют параметры, характеризующие положение  любой точки эвольвенты. Эвольвента представляет собой развертку основной окружности диаметром Db в виде траектории точки прямой, перекатывающейся без  скольжения по этой окружности.

Исходными данными для  расчета как эвольвенты, так и  зубчатого колеса являются следующие  параметры: m - Модуль - часть диаметра делительной окружности приходящаяся на один зуб. Модуль - стандартная величина и определяется по справочникам. z - количество зубьев колеса. ? - угол профиля  исходного контура. Угол является величиной  стандартной и равной 20°. Для примера  возьмем следующие данные:  m=9

Зубчатого колеса

z=151

Сектора

z=  ? = 20°.

Делительный диаметр - это  диаметр стандартного шага, модуля, и угла профиля.   D=1360 мм

Диаметр вершин зубьев  Da = 1410 мм

Диаметр впадин зубьев определяется по формуле:  Df = D - 2·(c + m)=1360где с - радиальный зазор  пары исходных контуров. Он определяется по формуле:  с = 0,25·m (4),  т.е. с = 0,25·9 =2,25

Соответственно:  Df = 1360 - 2·(2,25 + 9) = 1337,5 мм.

    1. Силовая схема с нагрузками (см. приложение)
  1. Решение прямой задачи проектирования
    1. Решение прямой задачи отката

Задача расчета конструктивных параметров тормоза отката и накатника, решение которой рассматривалось ранее, преследовала в конечном счете цель определения конструктивных параметров, обеспечивающих принятый закон торможения. Поставленная задача называется обратной задачей отката.

Однако можно поставить  задачу исследования отката и в другом виде, а именно: на основе принятых конструктивных параметров требуется определить параметры отката – путь/длину, скорость отката, а также силу отдачи.

Задача решается с применением  метода линейной скорости (постоянного ускорения) в пакете Excel 2007(2010).

Состав решения:

1.  произведен перерасчет  параметров торможенного отката для баллистических данных при t = +500С (этот особый фактор приемлем для современных танковых пушек, проходящих испытания в самых суровых климатических условиях).