Социальные сервисы, предоставляемые на территории Канского района, УСЗН администрации Канского района.
1.1 Название и описание сервиса |
Социально-бытовой патронаж семьи, консультирование семьи. Это обследование семьи с целью выявления социально-психологических, жилищно-коммунальных особенностей. Цель патронажа - разработка индивидуально для каждой семьи программы реабилитации. Данная услуга обеспечивает своевременное выявление и коррекцию проблем семьи и воспитания детей Важнейшей задачей стоящей перед специалистами социального патронажа, является работа с семьей. Проблемы семьи имеющей ребенка с особыми нуждами, могут возникать и обостряться на разных этапах жизни, обострения выявляет социальный патронаж. Выявлено при социальном патронаже, что даже самые любящие, заботливые родители, воспитывая такого ребенка, испытывают огромную эмоциональную нагрузку, что может привести к срыву. Поэтому социальный патронаж призваны оказывать такие специалисты как психологи, социальные педагоги, специалисты по социальной работе. Организовав и реализовав сотрудничество с семьей, происходит поиск внешних и внутренних ресурсов для необходимых преобразований в семье. И, как следствие, стабилизация ситуации в семье. |
1.2 Целевая аудитория, приоритетный адресат сервиса |
Данная услуга предназначена для граждан Канского района, находящихся в социально-опасном положении или в трудной жизненной ситуации. Патронаж дает возможность специалисту определить находится ли семья в кризисе, а также насколько семья активна или пассивна в решении своих проблем. Важным моментом является, полный сбор информации о проблемах семьи со слов самой семьи. Это помогает нащупать мотивацию, на что семья откликнется в первую очередь. Основной проблемой является отсутствие мотивации у членов семьи к каким бы то ни было изменениям, в результате чего существует и риск применения кардинальных мер (это подготовка семьи на комиссию, вплоть до постановки вопроса о лишении родительских прав, если стоит угроза жизни ребенка). Планомерная и поэтапная работа разных специалистов приводит к успеху в работе с неблагополучными семьями, так как учитываются социальные и психологические факторы в жизни семьи. Например, социальные факторы – это бедность, отсутствие работы, жилья и т.д. И психологические факторы – это характер, воспитание, вредные привычки и т.д. |
1.3 Способы информирования о сервисе и его предоставлении |
Информирование населения происходит через специалистов по социальной работе. Патронаж семей производится постоянно в течение полугода (года), до достижения семьей стойкой ситуации улучшения в семье. Данная услуга «легка», так как она требует минимального вложения финансовых средств при получении положительного социального эффекта. |
1.4 Технологии и методики, применяемые в оказании сервиса |
В процессе предоставления услуги используются социальные, социально-правовые и социально-педагогические методики, оказывающие максимальное влияние на улучшение жизненной ситуации семьи: правовое консультирование, обсуждение и согласование плана действий специалиста и членов семьи. периодическое обсуждение происходящих изменений с акцентированием внимания на позитивных результатах. Основными критериями эффективности услуги являются выполнение плана совместной работы, увеличение способности родителей замечать и адекватно реагировать на потребности ребенка, уменьшение случаев агрессии в отношении детей, улучшение бытовых условий, выход из ТЖС и СОП. Данная услуга предоставляется клиентам через специалистов служб профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, центральное звено в данном случае – является куратор случая (чаще им является специалист по социальной работе или социальный педагог школы). Для достижения максимального результата в улучшении положения семьи должны принимать участие специалисты всех служб профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. О результатах достигнутых в работе с семьей сообщается в КДНиЗП. |
1.5 Условия устойчивости сервиса |
В условиях низкой мотивации обращения неблагополучных и асоциальных семей за социально-педагогической, психологической помощью необходимо применение такой формы работы с семьей как патронаж. Патронаж может проводиться со следующими целями: ü Диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых); исследование сложившихся проблемных ситуаций; ü Контрольные: оценка состояния семьи ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций специалистов и пр.; ü Адаптационно-реабилитационные: оказание конкретной образовательной, психологической, посреднической помощи; Этика работы с клиентом требует, чтобы контролирующие, диагностические цели патронажа были завуалированы и отнесены на второй план. Семья при этом ощутила бы пользу от визита специалиста, а не испытывала бы чувство подконтрольности и зависимости. В отношении асоциальных семей допустим иной подход, т. к. обстановка в них не отвечает нуждам ребенка, а в ряде случаев представляет опасность для его жизни. Исходя из интересов ребенка специалисты совместно с правоохранительными организациями ведет открытый контроль за ходом реабилитационных мероприятий, оказывает необходимое директивное воздействие в случае низкой реабилитационной активности семьи, в том числе прибегает к «карательным» мерам, выступая, например, инициатором лишения родительских прав. Патронаж показывает, насколько семья справляется с реабилитацией ребенка, выполнен ли план реабилитационных мероприятий, какие дополнительные меры необходимо принять. В отношении неблагополучных и асоциальных семей необходимы регулярные патронажи, позволяющие своевременно выявлять и противодействовать возникающим кризисным ситуациям. Патронаж, раздвигая пространственные и временные рамки взаимодействия, делает социально-педагогическую деятельность в работе с семьей более эффективной. Специалисты должны иметь высшее образование, знать основы социальной политики, общей и социальной педагогики, социальной, возрастной и детской психологии. На селе не всегда можно найти специалиста соответствующего этому уровню образования. С целью повышения профессионального уровня специалистов постоянно проводятся обучающие семинары на которых обсуждаются формы и методы работы с семьями, находящимися в социально опасном положении и в группе риска, ведется обмен опытом по работе с данными семьями, изучаются нормативно-правовые акты, оказывается методическая помощь. Также проводятся семинары с привлечением специалистов других служб для обмена опытом при работе с данной категорией семей. |
1.6 Технические и управленческие условия развития сервиса |
Планируется создание передвижной (мобильной) бригады. Целью деятельности бригады станет ранняя профилактика социального неблагополучия посредством оказания экстренной и плановой социальной помощи семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации и остро нуждающимся в социальной поддержке, а также экстренное реагирование на нестандартные ситуации. Аналогичные услуги (социально-бытовой патронаж семьи) должны оказывать социальные педагоги школ, медицинские работники, психологи, участковые уполномоченные, специалисты инспекции по делам несовершеннолетних. Только при совместной работе специалистов всех служб системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних будет достигнут положительный результат. |
1.7 Ресурсное обеспечение сервиса |
Для обеспечения данной услуги, для оплаты труда специалистов, материально-технического обеспечения используются средства краевого бюджета. |
1.8 Примеры |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.