Педагогические проблемы социализации. Структура и содержание социально-педагогических технологий

Страницы работы

5 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Педагогические проблемы социализации

Впервые термин вводит Парсонс и рассматривает социализацию как процесс усвоения знаний обществе, который идет в течение всей жизни человека. В течение жизни человек всегда вынужден приспосабливаться. Человек рождается по своей природе эгоистом и человек должен пройти процесс очеловечивания, т.е. социализации.  Социализация будет представлять собой так же процесс столкновения с различными факторами природы и общества и должен будет к ним приспосабливаться тоже. Любое общество пытается сформировать тот тип человека, который бы соответствовал данному виду общества и историческому периоду, чтобы человек мог принести полезность обществу. Процесс социализации одних поколений всегда отличается от предыдущих поколений. Проходит социализация в разных направлениях – школа, политика и прочее. Социализация будет представлять собой усвоение опыта и включение человека в микросоциум и если она проходит успешно, то человек и будет себя успешно реализовывать.

Каждый период социализации отличается от другого. Легче всего социализация происходит в детстве и по сути является копированием поведение других людей. В первые человек пытается отодвинуть общество от себя в три года. Следующий кризис социализации происходит вместе с подростковым кризисом – проверяются границы дозволенного, опыт конфликтности. С возрастом процессы приспосабливаемость снижаются, и самым сложным является социализация в зрелом возрасте и в пожилом. Кроме того им приспосабливаться приходится всё время, поскольку общество меняется очень быстро, отсюда и проблемы пожилых людей. Если раньше существовали институты и учреждения, которые помогали в социализации подросткам и молодежи, то сегодня более актуальны учреждения помощи в социализации пожилых людей.

Процесс социализации рассматривается с разных позиций. Философия рассматривает социализация как совершенствование социальных отношений. То есть это практически всегда усложнение отношений. С точки зрения психологии социализация рассматривается как усвоение социального опыта, норм. То есть ребенок, не только просто воспринимается эти нормы, но так же влияет на неё своей деятельностью. С. = это расширенное влияние всех условий, в которых он проживает – общение, процесс становление личности, его самопознание. Социализация осуществляется под влиянием природных, экономических, социальных факторов. Все факторы можно разделить на две группы:

·  Внутренние – уровень эмоциональности, рефлективности. Физические факторы, здоровье организма.

·  Внешние: мегафакторы (космос, планета), макрофакторы(страна, этнос), мезафакторы(регион, СМК, субкультура, тип поселения), микрофакторы(семья, соседство, сверстники, организации, весь микросоциум)

Механизму социализации

Имитация. Это осознанное стремление ребенка копировать определенное поведение.

Идентификация. Это усвоение ребенком родительского поведения, установок, ценностей, как своих собственных. Чаще всего происходит неосознанно.

Стыд. Переживание о возможном разоблачении, поборе и прочем. Если узнают, то будет стыдно. Переживание связанное с реакцией других людей.

Чувство вины. Это переживание, чувство разоблачения, позора, но связанное в первую очередь с самим собой. Человек может испытывать чувство вины, даже если другие не осуждают его.

Первые два механизма являются позитивными, а последние два – негативные.

Немов и Шебардин выделяют свою классификацию механизмов:

·  Идентификация – отождествление индивида с другими людьми и усваивание форм и норм поведения

·  Подражание – это сознательное или бессознательное копирование поведения людей, подстраивание

·  Внушение – это процесс не осознанного воспроизведение индивидом внутреннего опыта, мыслей, чувств, психического поведения, тех людей, с которыми он общается

·  Социальная фасилитация – стимулирующее влияние одних людей на деятельность других, в результате которого их деятельность становиться интенсивнее и продуктивнее

·  Конформность – это осознанное внешнее согласие в поведении с другими людьми, при расхождении.

Принципы социализации:

·  Принцип гуманистической направленности - признание человека высшей ценностью

·  Принцип гармоничного сочетания личных и общественных целей социализации – отражает взаимность результатов социализации личности и степени развития общества

·  Принцип толерантности – принятие, терпимое отношение к отличая одного человека до другого

·  Принцип субъективности – индивид рассматривается как активный субъект, социализация это всегда субъект-субъектные отношение.

·  Принцип активной жизнедеятельности – сейчас у детей принцип пассивной жизнедеятельности. А социализация будет проходит более активно, если индивид более активен и более сильно хочет исследовать окружающий мир, социализация проще идет если активность жизнедеятельности выше

·  Принцип индивидуальности – это признание уникальности личности, принятие её возможностей. У разных индивидов социализация проходит по разному.

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
26 Kb
Скачали:
0