Методика преподавания охраны природы, страница 7

Учитель поясняет, что рассказ экскурсовода включает как описание непосредственных наблюдений внешнего вида животного (или растений), его убежища, следов жизнедеятельности, характеристику признаков приспособленности к жизни в сообществе, так и демонстрацию рисунков, фотографий, схем, где изображены особи разного пола и возраста, границы ареала, размеры индивидуального участка, образцы пищи и другие особенности жизни вида, которые трудно наблюдать во время экскурсии. Помимо этого, экскурсовод должен показать и рассказать о влиянии деятельности человека на состояние популяции, на увеличение или уменьшение численности особей. \

В начале практики выбирают на своем участке подходящие ' объекты (лучше по одному на каждого члена, звена) и подготавливают о нем рассказ (легенду экскурсовода). Основные положения своей легенды ученик заносит в соответствующие разделы карточки экскурсионного объекта, которую он составляет для данного объекта; карточка служит одним из зачетных документов. В конце практики, перед итоговой конференцией, шестиклассники проводят по своим объектам зачетную экскурсию.

Это очень волнующее событие в жизни ученика, один из важных моментов самоутверждения личности подростка. Необходимо придать этому событию одновременно торжественность, деловую четкость и деликатную требовательность в оценках. В зачетной экскурсии принимают участие весь класс или участники экспедиции. Целесообразно пригласить пятиклассников, которые на следующий год будут выполнять такую же работу. Если есть возможность, приглашаются родители экскурсоводов. Желательно, чтобы зачет принимали учитель биологии или географии русского языка и литературы, классный руководитель. По оценке психологов, наблюдавших такую форму зачета, педагогически правильно организованная зачетная экскурсия несет в себе большой воспитательный заряд.

По итогам выполненной работы каждая бригада (звено) оформляет и сдает учителю краткий письменный отчёт. Многие хорошо оформленные отчеты или их отдельные страницы учитель может успешно использовать как выставочный материал. Поэтому отчет Целесообразно оформить в плотной обложке, для которой используют лист из наборов чертежной бумаги. На такой же бумаге выполняются и все рисунки, прилагаемые к отчету. Различные таблицы, куда дети заносят результаты своих измерений и наблюдений в природе, лучше заранее размножить и раздавать звеньям вместе с заданиями. Это намного сокращает затрату времени и труда при подготовке отчета. План изученной территории каждое звено выполняет на миллиметровой бумаге с точным соблюдением масштаба. Текст (выводы и предложения по результатам исследования) дети пишут на плотной бумаге. Такой письменный отчет представляет собой набор одиночных пронумерованных страниц, помещенных в аккуратно оформленную-плотную обложку. На обложке делаются надписи: название темы исследования, ее исполнитель, руководитель, научный консультант, число, месяц и год.

Велика роль отчетности в создании радостного эмоционального настроения, удовлетворения своим трудом. Отчеты проводятся как по итогам каждого дня, так и с целью обобщения результатов выполненной работы за весь срок пребывания группы. Обычно в конце работы проводится итоговая конференция. Само название этой процедуры и необходимость выступить каждому члену перед коллективом, создают настроение ответственности.

Программа итоговой конференции составляется руководителем вместе со старостой группы. От каждой бригады выступает один председатель по следующему плану: тема, место, методы сбора первичной информации и способы ее обработки, краткие выводы и предложения. Обычно все члены бригады готовят своего лидера к выступлению с устным отчетом, но они могут взять слово и сделать дополнения. Это право, как и весь ход итоговой конференции, учитель объявляет еще в начале практики.