В проведении экологического практикума могут участвовать учителя разных предметов: географии, биологии, химии, математики, языка и литературы, изобразительного искусства, труда. Например, при консультации учителей географии, биологии, математики, изобразительного искусства большинство школьников проводят наблюдения, измерения, зарисовки, простейшие опыты в природных условиях с последующей обработкой полученных данных в классе. Под руководством учителя химии только семиклассники (несколько звеньев) берут пробы воды, почвы, воздуха, а затем выполняют их исследование в лабораторных условиях. Учитель языка и литературы помогает подросткам правильно изложить в» научном отчете результаты проведенных исследований, пользоваться справочной литературой, умело построить свое выступление на «научном совете» или заключительной конференции по итогам экологического практикума.
Под руководством учителя труда ученики выполняют различные работы по защите, уходу или улучшению природного окружения.
Накопленный опыт показывает, что работа в полевых условиях требует от учащихся владения системой навыков и умений не только первичного сбора материала, но и обработки полученных данных, анализа результатов построения теоретических выводов (обобщений), в том числе прогностического характера, разработки конкретных предложений по охране изученных объектов природы. Поэтому в содержание полевого практикума включены различные элементы деятельности учащихся, которые реализуются через выполнение системы заданий, которая направлена на организацию и регуляцию деятельности учащихся. Задания выполняют организующую роль еще и потому, что у детей в условиях природного окружения образное восприятие мира преобладает над логическим. Используя предлагаемые задания, учитель может построить работу учащихся по любой теме, которая соответствует местным условиям.
В заданиях указывается логическая последовательность действий и способы фиксации наблюдений. Все задания можно условно разделить на четыре группы по целям деятельности учащихся. Эти виды деятельности, дополняя и сочетаясь друг с другом, способствуют развитию готовности и способности принимать сознательные решения в окружающей среде.
В таблице 8 показано содержание четырех типов заданий в соответствии с целями обучения и деятельностью учащихся в природе.
Рассмотрим подробнее задания каждого из четырех типов.
Первый тип заданий — это задания, направленные на овладение школьниками простейшими методами ведения самостоятельной исследовательской работы: сбор первичного материала в окружающей среде путем наблюдений, учета, отбора проб, измерений, постановки опыта и др.; работа с литературными источниками (определителями, справочниками, периодической печатью, научно-популярный литературой, внутрихозяйственной документацией); интервьюирование (метод опроса) специалистов природопользования, ученых, местных жителей и др.
Это, пожалуй, самый важный и в то же время самый трудный раздел деятельности школьников в период экологический практики. Значительное напряжение он вызывает и у начинающих педагогов. Причины в том, что перечисленные методы сбора первичной информации входят в программные требования разных предметов (географии, биологии, химии, языка и литературы, математики), но в школьной практике по разным причинам реализуются неудовлетворительно. В ходе выполнения учебных заданий создаются реальные возможности для применения теоретических знаний, полученных школьником на уроке.
На этом этапе практики учитель решает две основные задачи: организует самостоятельную деятельность учеников и своевременно консультирует их. Важно обратить внимание на развитие у школьников умения фиксировать различными приемами получаемую первичную информацию.
С этой целью учитель рекомендует учащимся вести полевой дневник, рассказывает правила его ведения.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.