Методика преподавания охраны природы, страница 6

Экскурсия будет неполноценной, если в ее содержании не будет уделено должного внимания раскрытию связей человека с природой. Для этого необходимо использовать самые разнообразные проявления следов человеческой деятельности в окружающей среде (дороги, посевы, вырубки, различные сооружения, посадки растений, замусоривание, вытаптывание, антропогенный ландшафт.).

В ходе экскурсии отдельным группам школьников поручается вести углубленное наблюдение окружающей среды в природе по специальным заданиям, которые дети получают перед экскурсией.

При экспедиционном варианте проводится непродолжительная вечерняя экскурсия. Она носит глубоко эмоциональный характер — приглушенный свет, редкие звуки и голоса живой природы, а затем ночная тишина. Все это требует адекватного поведения — идут все тихо, говорят приглушённо, затаив дыхание, несколько минут слушают наступившую тишину, ощущают аромат весеннего леса, луга, водоема. На базу возвращаются уже в темноте.

Особенностью экологического практикума является организация исследовательской работы по методу малых групп. Для этого весь класс, или экспедиционный отряд, делится на бригады (звенья). Хотя разделение на рабочие звенья и проводится по принципу добровольного выбора партнера, учителю необходимо тактично направлять создание групп. Как показывает опыт, оптимальный состав звена — два человека — сильный и слабый ученик, мальчик и девочка. При таком составе члены звена более равномерно загружены работой, одновременно решается и целый ряд моментов по воспитанию личностных качеств у подростков: чувства рыцарства, заботливости и внимательного отношения, доверия и требовательности к товарищу и т. п. Звенья из трех человек создаются лишь в случаях крайней необходимости. Каждому звену присваивается порядковый номер на период всей практики. Такая организация коллектива во многом облегчает проведение полевой практики: распределение пробных площадок, проведение консультаций, организация трудовых дел, подведение итогов и др.

В полевых условиях школьники не только изучают природу, но и овладевают искусством межличностного общения. Учитель проводит беседу о правилах поведения за столом, объясняя, что застолье — не только удовлетворение чувства голода, но и ритуал общения, приучает мальчиков входить и садиться за стол после того, как сядут девочки, говорить негромко, после прожевывания пищи. Ребята воспринимают все с интересом, серьезно, стараются быть рыцарями. Труднее дается им искусство властвовать собой — сдерживать громкий смех, разговаривать, не размахивая руками. Школа совместной жизни в полевом лагере не только открывает для многих подростков новый мир — правила, законы уважения, но и пробуждает желание овладеть ими. Дети обращаются с просьбой к учителю прочитать книгу о правилах хорошего поведения. (Желательно, чтобы и экспедиции педагоги имели такие книги с собой.)

В соответствии с содержанием полевого практикума учащиеся, которые проходят практику второй раз (после окончания шестого класса), должны овладеть приемами и навыками пропаганды идей охраны природы. Опыт показывает, что для большинства детей, выступающих в роли экскурсоводов, простейшими объектами для построения рассказа служат различные явления живой и неживой природы. Звенья получают задания и образец экскурсионной карточки.

Задание. Выберите (по согласованию с учителем) на обследуемой вами территории природный объект. Составьте на него экскурсионную карточку и напишите текст ответов на вопросы, включенные в карточку. Используя эти данные, расскажите об этом объекте своим товарищам во время зачетной экскурсии