Методика преподавания охраны природы, страница 2

Одним из перспективных вариантов организации деятельности учащихся V—VII классов в период экологической практики является группировка учебного содержания в рамках комплексных тем «Лес и человек», «Почва и человек», «Вода и человек» и других

Для примера рассмотрим тему «Почва — человек — дорога». Ее изучение можно провести в соответствии со следующим планом:

1. Ценность земли и почвы для человека. Виды землепользования на обследуемой территории.

2.  Площадь обследуемой территории, сооружений и построек, дорог и тропинок, агроценозов и естественных экосистем (в рамках ограниченного участка).

3.  Почвы, их значение, физико-географические характеристики обследуемой территории. Типы сообществ, тип почвы, почвенный разрез, биота напочвенная, биота почвенная, пищевые, пространственные взаимодействия. Химизм почвы. Возможный и реальный объем пахотного слоя обследуемой территории.

4.  Последствия использования земли: колея, след колеса, след человека; вытаптывание почвы, изменение механического состояния почвы, изъятой из биотического круговорота.

5.  Дороги. Их культурное и хозяйственное значение. Типы дорог. Грузопоток. Влияние дорог на окружающую природу.

В полевых условиях каждое звено из двух учащихся выполняет в рамках основной темы задания по более узкой теме, исследуя землепользование, типы дорог и грузопотоков на них, состав почвы, строение почвы на почвенном разрезе, почвенных обитателей — крота, дождевого червя и других беспозвоночных, напочвенных обитателей. Кроме того, учащиеся знакомятся с придорожными растениями, в особенности с подорожниками, на примере которых особенно хорошо прослеживается действие вытаптывания. Чтобы получить знания о строении и составе почвы, школьники делают почвенный разрез, описывают его и делают модель разреза в стеклянном цилиндре.

Развитие деятельности учащихся протекает в два этапа. На первом этапе формируются навыки и умения самостоятельных исследований по изучению состояния окружающей природной среды, выявлению и оценке влияния на нее деятельности человека. Это помогает обосновать необходимость конкретных природоохранительных мер на обследуемой территории. На втором этапе, опираясь на полученные знания об окружающей среде, школьники приобретают некоторые навыки и умения по защите, уходу и улучшению природного окружения, а также навыки пропаганды идей охраны природы. Эти виды деятельности тесно взаимосвязаны. Особо следует подчеркнуть, что их воспитательное воздействие во многом определяется четкой формулировкой общественно значимой цели экологической практики. Если этому педагоги не уделяют достаточного внимания, то практика во многом утрачивает свое социальное звучание и нередко превращается для учащихся в развлекательное времяпровождение. Поэтому исключительно важно формировать в сознании детей понимание значимости их исследований для научного описания состояния природы родного края.

Общественно значимая цель работы может быть сформулирована самим педагогом или приглашенным для беседы с детьми ученым, руководителем хозяйства, которое осуществляет природопользование в месте проведения экологической практики. При этом нельзя недооценивать роль игровых моментов в организации деятельности подростков. "Например, в первый день экспедиционного варианта практики с учащимися московской школы № 588 ее руководитель В. А. Русов во вступительной беседе рассказал шестиклассникам о международной программе «Человек и биосфера», о том, что ученые стремятся получить знания о состоянии природы и влиянии на нее человека в каждом уголке земного шара. Но где взять столько ученых? Учитель пояснил, что потребуются многие годы и десятилетия, чтобы решить эту задачу. Школьники могут помочь в этой большой работе: исследовать и описать близлежащую территорию как участок биосферы, кратко охарактеризовать основные виды хозяйственной деятельности людей в этом месте. При этом важно научиться оценивать как положительное, так и отрицательное влияние человека на окружающую среду. Это позволит выявить проблемы, которые требуют природоохранительных мер. Обращаясь к школьникам, учитель подчеркивает важность получения сведений о мерах, которые осуществляются на обследуемой территории, разработки своих вариантов решения актуальных проблем охраны природной среды в этой точке биосферы.