На уроках при изучении соответствующих тем учитель обращается к записям и наблюдениям, которые были сделаны школьниками на полевой практике.
Второй тип заданий. Исследования психологов показывают, что система знаний приобретает характер взглядов, превращается в убеждения тогда, когда ее развитие сопровождается формированием определенных умений, усиливающих оценочные и мотивационные процессы. Ценностные ориентации влияют на принятие решений, связанных с охраной природы. В этой связи и выработка ценностных подходов должна занимать одно из центральных мест в экологическом образовании школьников. ■■ ' . В условиях полевых занятий имеются богатые возможности для формирования ценностных ориентации. Наслаждение гармонией форм, красок, звуков дает повод говорить об эстетической ценности природы; удовлетворение от познания законов ее организации и развития - познавательной ценности; бодрое настроение, свободное дыхание и приятная усталость от пребывания в течение дня на свежем воздухе — гигиенической ценности. На полевой практике школьники осваивают практическую ценность природы, ее значение как источника вещества и энергии для человека и общества. . ,^
Для развития у школьников эстетического отношения к природе рекомендуются задания, направленные на восприятие и различение красок, звуков, запахов, природы как эстетически привлекательных.
Третий тип заданий. Главная задача полевых практикумов — формирование у школьников навыков ответственного отношения к природе. Поэтому в учебное содержание важно включать этические и правовые знания, упражнения в поведении, ориентированные на образцы высокой нравственности, стимулирующие у старших школьников формирование собственной нравственной позиции по отношению к природе. В этой связи важно учитывать роль естественнонаучных знаний в становлении нравственной позиции ребенка. Сами по себе естественнонаучные знания относительно нейтральны к нравственности, но они приобретают реальный смысл, как только становятся средством достижения целей охраны природы. Они делают действия учеников в окружающей среде более компетентными, более квалифицированными, развивают логику мышления, усиливают доказательность, стимулируя принятие природоохранительных решений. При выборе решения по отношению к природной среде ученик руководствуется системой норм и ценностей, представлений о должном и желательном, похвальном и предосудительном. Известно, что подростки ориентируются в своем поведении на заданные извне моральные требования. В юности в большей степени идет ориентация на моральные принципы, которые ученик сам обосновывает и которые становятся объективной основой его поведения. И в том и в другом случае ученик совершает нравственный выбор.
В третью группу включены задания, связанные с приобретением знаний о нормах и правилах индивидуального поведения в природе с развитием навыков оценки использования природной среды как хозяйственными организациями в целом, так и отдельными их представителями. С моральными и правовыми требованиями в сфере отношений «человек — коллектив — личность» ученики встречаются постоянно. Аналогичные требования применимы и к поведению человека в природной среде. Однако следует отметить, что еще не сложилось достаточно обоснованных и общепризнанных норм отношения ко многим объектам природной среды. В настоящее время развиваются такие нормы отношения к природе, которые исходят из оценки как общенародного богатства, общественного достояния. Поэтому формирование в школьные годы ответственности за состояние окружающей природной среды требует целенаправленного педагогического воздействия. Это предполагает не только усвоение определенных этических и правовых Знаний, но и овладение умениями применять их в реальных жизненных ситуациях.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.