Изменение структуры пассивов может предусматривать изменение уставного капитала, изменение удельного веса краткосрочных и среднесрочных кредитов.
К изменению организационной структуры относят изменение состава и численности персонала.
Меры по финансовому оздоровлению могут осуществляться как по инициативе руководства КБ, так и по требованию ЦБ РФ.
ЦБ при наличии признаков потери устойчивости банка может требовать осуществления вышеперечисленных мер. Указанное требование ЦБ должно содержать перечень оснований, рекомендации и сроки проведения мер. С момента получения требования банк не вправе принимать решение о выплате дивидендов и распределять прибыль банка. Разрешение на распределение прибыли и выплате дивидендов выдается только после устранения признаков неустойчивости банка.
Банк России вправе потребовать разработки и осуществления мер по финансовому оздоровлению. Этот план является аналогом плана Внешнего Управления и включает в себя:
- оценку финансового состояния банка
- меры по сокращению расходов и увеличению доходов
- меры по возврату просроченной дебиторской задолженности
- меры по изменению структуры банка.
Срок представления плана мероприятий устанавливается в требовании ЦБ.
В случае непринятия мер по финансовому оздоровлению самим банком руководитель банка привлекается к ответственности (административной или уголовной), а ЦБ назначает временную администрацию.
Временная администрация является специальным органом управления банка. В период деятельности временной администрации полномочия исполнительных органов либо ограничены, либо остановлены, о чем указывается в постановлении ЦБ.
Временная администрация назначается на период до 6 месяцев.
Функции временной администрации:
- реализует полномочия исполнительных органов
- разрабатывает мероприятия по финансовому оздоровлению
- принимает меры по обеспечению сохранности имущества
- принимает меры по взысканию дебиторской задолженности
- предъявляет в судах иски от имени кредитных организаций (банка) (без доверенности)
Если полномочия исполнительных органов приостанавливаются, то они должны в течение 1 дня передать печати и штампы, в течение 5 дней – бухгалтерскую и учетную документацию.
Одновременно с введением временной администрации ЦБ вправе ввести мараторий (не более 3 месяцев) на требования кредиторов. Мараторий вводится на денежные обязательства и обязательные платежи. Во время маратория не начисляется неустойка, а также надлежащий уплате %.
На сумму требований кредиторов на момент введения маратория начисляется % в размере ставки ЦБ РФ. Мараторий не распространяется на требования 1-ой и 2-ой очередей.
Руководитель временной администрации вправе отказаться от исполнения договоров, вправе подавать в арбитражный суд ходатайство о признании сделок, совершенных прежней администрацией недействительными.
Временная администрация прекращает свою деятельность если устранены причины ее введения, если открыто арбитражное дело о банкротстве банка и дела передаются арбитражному управляющему.
Если временная администрация не может оздоровить банк, то в суд могут быть поданы заявления о признании банка банкротом. Заявления могут подать кредиторы, налоговые органы, ЦБ РФ.
Банк, кредиторы, налоговые органы могут подать заявление в ЦБ об отзыве у банка лицензии на банковскую деятельность. Если они направят это заявление и не получат ответа в течение 2-х месяцев, то тогда можно подать в арбитражный суд заявление о признании банка банкротом.
Судья направляет в ЦБ представление об отзыве лицензии и ЦБ может ответить судье в течение 1-го месяца (т.е. всего 3 месяца).
ЦБ РФ может не отозвать лицензию и тогда судья не вправе возбуждать дело о банкротстве банка.
Если ЦБ не отзывает лицензию, то кредиторы вправе предъявить свои требования об уплате задолженностей + ущерб самому ЦБ.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.