Лабораторная работа № 8. Уравновешивание ротора.

Страницы работы

Содержание работы

Лабораторная работа № 8

Уравновешивание ротора

Цель работы: статическая и полная балансировка ротора с заданными пространственно расположенными точечными массами.

Оборудование: лабораторная установка ТММ-35.

Общие положения

В современном машиностроении применяется большое количество вращающихся звеньев (роторы электродвигателей, турбин, валы и т.п. детали). Их угловые скорости часто достигают значительных величин. Вследствие технологических погрешностей изготовления, неоднородности материала и неточности сборки система инерционных сил, как правило, неуравновешена. Неуравновешенность устраняется балансировкой.

Условиями полного (динамического) уравновешивания являются равенства нулю главного вектора сил инерции и главного момента сил инерции:

.

(8.1)

,

(8.2)

где ω — угловая скорость звена; тi массы звеньев; ri – радиусы-векторы, определяющие положение груза массой тi; dст главный вектор дисбалансов ротора; zi расстояния от груза до плоскости приведения; mD главный момент дисбалансов ротора.

Условия полной балансировки (8.1) и (8.2) могут быть представлены в виде:

,

(8.3)

,

(8.4)

где Di — дисбаланс неуравновешенной массы, г∙мм; Si — статический момент, г∙мм; Irzi— центробежный момент инерции, г∙мм2;

Si = Di = mi ri ;   Irzi = mDi  = mi ri zi .

Сила инерции Fu и момент сил инерции Мu вызывают дополнительные усилия в подшипниках, которые передаются станине машины и фундаменту. Они меняют направление, так как вращаются вместе с ротором. При малой длине ротора (шкивы, маховики, зубчатые колеса) и невысокой скорости его вращения допускается статическая балансировка с выполнением условия (8.3). Так, в роторе (например, шлифовальном круге, рис. 8.1) центр тяжести С может быть смещён относительно оси вращения О на величину rc с дисбалансом D = mrc.

Рис. 8.1. Статическое уравновешивание плоского звена

         Цель статической балансировки — переведение центра тяжести С на ось вращения О. Для этого необходимо диаметрально противоположно точке С поставить противовес, отвечающий условию (8.3):

.

Для уменьшения массы противовеса его устанавливают на максимально возможном расстоянии rп. Условие моментного уравновешивания (8.4) требует постановки в двух плоскостях приведения равных, но противоположно лежащих противовесов mп на расстояниях rп c плечом l (рис. 8.2).

Рис. 8.2. Моментное уравновешивание

Момент пары сил инерции этих противовесов должен быть равен главному моменту дисбалансов, но направлен противоположно. Из теории динамической балансировки известно, что центробежные силы и моменты неуравновешенных элементарных масс можно привести к эквивалентной системе, состоящей из двух скрещивающихся сил, которые расположены в двух произвольно выбранных плоскостях, перпендикулярных к оси вращения и вращающихся вместе с ротором (крест сил).

Задача балансировки ротора решается по-разному в зависимости от того, известна или неизвестна масса, смещенная с оси вращения. В данной работе векторы дисбалансов заданы.

Описание установки ТММ-35

Вал ротора 1 (рис. 8.3) смонтирован на кронштейнах, закрепленных на чугунном основании.

Рис. 8.3. Схема установки ТММ-35

На валу ротора установлено пять дисков 2. В крайних дисках закрепляются противовесы, а три средних диска служат для установки неуравновешенных грузов 3. Левый конец вала установлен в сферическом шарикоподшипнике, а правый — в каретке 4, колебания которой при вращении ротора определяют его неуравновешенность. Разгон ротора осуществляют электродвигателем, закреплённым на рычаге, через фрикционную передачу.

При нажиме на рукоятку рычага вниз двигатель автоматически включается, и крутящий момент передается через обрезиненный ролик на шкив, закреплённый на валу ротора.

В комплекте установки имеется набор противовесов массой mi = 40, 50, 60 и 70 г.Они могут быть поставлены в пазы дисков на различных расстояниях от оси вращения (ri  = 40...90 мм). Углы поворота каждого диска φi  отсчитываются по шкале на валу ротора. Расстояния между соседними дисками — z2 = 80 мм, между крайними дисками — z5 = 320 мм. При отсутствии на дисках грузов ротор статически и динамически уравновешен.

Векторные уравнения и их решения

В лабораторной установке (рис. 8.3) на дисках 2, 3 и 4 устанавливают неуравновешенные грузы с заданными параметрами m, r и φ.

Статическое уравновешивание. Искомый противовес с массой m1 на расстоянии  rустанавливают на первом диске под углом φ1. Параметры противовеса определяют графически из условия (8.3):

,

(8.5)

или

.

(8.6)

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Отчеты по лабораторным работам
Размер файла:
1 Mb
Скачали:
0