Идеология и наука

Страницы работы

8 страниц (Word-файл)

Содержание работы

мы,  действительно, говорим об обществе и более или менее правильно понимаем его, также как и физическая реальность подчиняется одним и тем же закономерностям и в Англии, и в Германии, и в Японии, и в России и т.д. Разумеется,  проявляется эти законы в каждом из этих случаев конкретно, своеобразно, специфически в зависимости от конкретных условий, в которых протекает общественная жизнь людей. Это – одно из самых существенных отличий идеологии от науки, заставляющее нас не смешивать понятия «наука» и «идеология», а видеть между ними принципиальное различие.

Особенностями идеологии, которые определяются ее статусом характерными чертами  являются (кстати, на них указывают многие ученые – я сошлюсь, например, на В.В. Миронова) по мнению В.В. Миронова, прежде всего, иллюзорность, на которую обращал внимание еще К.Маркс, называвший, по словам Ф.Энгельса, свое учение не идеологией, а наукой. Иллюзорность – это искаженное представление о реальности, действительности, в отличие от науки, стремящейся выработать адекватное реальности мышление. Следующая особенность идеологии, - это, как считает В.В.Миронов - ее утопичность, то есть, практическая несбыточность; и это при том, что идеология, может даже, в большей мере, чем наука претендует на практически-преобразующее воплощение в жизнь. К особенностям идеологии, в частности и, особенно, по сравнению с наукой, следует отнести и значительную ее иррациональность – выдвижение и отстаивание (аргументирование)  таких положений, которые  недоступны ни логической, ни практической проверке, постижению разумом. Они, эти положения зиждутся, скорее, на вере, нежели на достаточных научных доказательствах. Далее. Идеология во всех своих вариантах в высшей степени консервативна и в этом плане догматична. Различные ее конкретные виды с большим трудом идут на какую-либо корректировку. Максимально, что здесь допускается – это добавить в свое название приставки «нео-», «новая», «новый» в смысле «современная», «современный», и как правило, формально, без каких-либо существенных изменений своего контента. Идеологов, приверженцев той или иной конкретной идеологии интересуют лишь те факты, которые работают на данную идеологию, на ее укрепление и развитие. Те же факты, которые противоречат доктрине идеологии, во внимание не принимаются, игнорируются, замалчиваются. Поэтому эмпирическая база идеологии весьма тенденциозна, урезана, ограничена. Вызывает лишь удивление заявления некоторых авторов, что «…каждая серьезная (курсив-В.Л.) идеология имеет серьезное научное основание» (А.А. Кокорин). Кстати, что такое «серьезная идеология»? Попробуй определи, какая из идеологий «серьезная», а какая «несерьезная», если все они в силу своей пристрастности весьма в незначительной степени верифицируемы, да практически не верифицируемы. Здесь следовало бы, как мне представляется, более дифференцировано оценивать идеологию на предмет ее серьезности: сточки зрения ее научности, близости к науке и ее роли в обществе все идеологии являются «малосерьезными» образованиями; с точки зрения же воздействия их на сознание людей, с точки зрения их мобилизационных ресурсов и способностей, той роли, которую так или иначе играют в жизни людей, они представляют собой весьма важные и в этом отношении, действительно, «серьезные», социально-духовные и политические феномены (образования).

Идеология компенсирует свою «научную ущербность» силой воли к доминированию, к господству над сознанием людей и верой в «справедливость» ее намерений, целей и действий. Для фиксации этой действительности идеологии «изобретен» даже специальный термин «пропаганда». Специальный потому,  что он, именно он, обслуживает идеологию и не применяется по отношению к науке: в этом последнем случае применяется более адекватный науке термин – «просвещение» (а может еще и такие термины, как «информирование», «обучение» или «научение»). Пропаганда – это главная (основная) форма манипулирования сознанием людей, суть которой в распространении в массах определенной идеологии, а также политики определенных партий, классов, государств. Манипулирование сознанием же – это важная, неотъемлемая составляющая жизни всякого современного организованного в государство общества. Важность этой стороны жизни общества (особенно рассматриваемого в контексте политики ее роли в жизни современных обществ) и соответственно идеологии не дает нам однако уравнивать идеологию с наукой и тем более отождествлять идеологию и науку. И наука, и идеология – это социальные институты современного общества, важные его стороны жизни, во многом и прежде всего с точки зрения их формы, они схожи одна с другой, и все же идеология и наука это не одно и тоже. У каждой из них своя природа, свой социальный статус; обе они являются, конечно же, объектами изучения разных дисциплин (в статусе их как объектов изучения социологии есть разница: социология – это объект социологии социологии (метасоциологии), а идеология – объект социологии знания). У каждой из них соответственно и своя роль в обществе, свои социальные функции.

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
Социология
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
29 Kb
Скачали:
0