Походу изложения материала я так или иначе касался уже тех функций, которые выполняют в обществе наука и идеология. Поэтому здесь лишь итогово назову эти функции относительно, с одной стороны,- науки, а с другой – идеологии.
Основными функциями науки являются: (1) теоретико-познавательная функция (производство новых знаний): это - базовая функция науки, синонимичная самой науке; это – атрибутивная функция науки как социального института. В рамках данной функции наука выполняет такие функции, как описание, объяснение, понимание (герменевтическая функция) различных явлений, процессов, событий окружающего человека мира. Наука разрабатывает понятия, формулирует гипотезы, открывает законы (это главная задача и функция в рамках познавательной функции). (2) прогностическая (иногда предсказательная) функция. (3) практическая функция (иногда прикладная функция). (4) просветительская функция. Иногда ее называют пропагандистской, что не только некорректно, но и в корне неверно. Можно пропагандировать установку на развитие науки, но не сами конкретные научные знания. Знания доводят до сведения людей, знаниями «вооружают» людей, их дают людям. В них никого не надо убеждать. Знания сами убеждают людей, если они верны, подтверждены практикой. Пропагандируют не сами конкретные знания, а идеи (идеологии). А идеи и знания это не одно и тоже. (5) нередко в перечень функций науки включают мировоззренческую функцию. Она осуществляется через разработку наукой картины мира. Это, верно, если учесть, что есть четыре типа мировоззрения – мифологическое, религиозное, философское и естественно-научное (научная картина мира) мировоззрение.
Основными функциями идеологии являются: (1) отражение общественной жизни людей, условий их социального бытия (отражение, как уже отмечалось, тенденциозное, пристрастное, иллюзорное, поскольку представляет собой видение реальности только через призму одной какой-либо группы людей, партии, этноса и т.д.). (2) выражение и защита интересов той или иной конкретной группы людей, партии, государства и т.д. Некоторые авторы называют эту функцию идеологии главной ее функцией и прерогативой самой идеологии. (3) интегративная (интеграционная) функция. Идеология сплачивает группу, интересы которой они выражает и защищает. Особенно эта функция идеологии дает себе знать в национальных идеологиях. (4) конструирующая функция (функция создания различных форм и моделей государственного и общественного устройства). (5) оправдательная (апологетическая), дискредитирующая (критическая) функция. Она связана в одном случае с оправданием существующей в стране власти (легитимизирующая власть функция), в другом – связана критикой власти, нацелена на ее делигитимацию, дискредитацию и гибель. (6) мобилизующая функция. Это функция побуждения той или иной группы, населения на активные действия, нацеленные на поддержку власти, осуществления ее решений или на противодействие власти с целью ее ниспровержения.
Разумеется, наука и идеология, являясь двумя важными социальными институтами современного общества, представляя собой две разновидности информационных систем, так или иначе связаны между собой; более того они могут прямо или опосредованно, через общество как целостную систему взаимодействовать, оказывая взаимное влияние друг на друга, что, конечно же, не дает нам, опять же, каких-либо оснований для их отождествления или хотя бы приписывания каждой из них функции другой (науке функций идеологии, а идеологии – функций науки), как это нередко делается.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.