Говоря о взаимодействии науки и идеологии, прежде всего, как мне представляется, следует сказать о той роли, которую играет в жизни идеологии наука. Верно отмечают некоторые авторы, что «наука оказывает прямое и сильное влияние на создание самих основ идеологии»(см.: Философия. Учебник для вузов под ред. В.В. Миронова. Часть 2. Теоретические основания философии). Наука предлагает более или менее целостную картину мира. Идеология исходит из этой картины мира, так или иначе строится в соответствии с ней. Использует данные, предоставляемые наукой, пользуется, поскольку это возможно и необходимо, методологическим, а также логическим (научно-логическим) потенциалом науки, другими ее средствами. Это настолько значимо в отношении связи науки и идеологии, что некоторые авторы (может и не без оснований) рассматривают науку в качестве матери идеологии. Например, известный отечественный историк Кара-Мурза так и назвал одно из своих сочинений «Идеология и мать ее наука». При этом имеет место не только сугубо позитивное движение идеологии к науке, представляющее собой опору ее на науку, различные заимствования идеологией у науки различного рода ее элементов, оснастки, но и своего рода мимикрия идеологии под науку, имитация науки, сознательная внешняя подгонка себя под науку, подражание, порой не лучшее, науке как институту с высоким рейтингом среди других форм общественного сознания, большим авторитетом науки с точки зрения практического воплощения ее результатов в жизни людей, особенно научно-технологической, производственно-технологической, военной и т.д. То есть, идеология стремится заимствовать у науки все, что повысило бы ее действенность, заимствовать как того, что касается ее содержания, так и самой ее формы (идеология стремится к тому, чтобы рядиться в одежды науки).
Что касается обратного воздействия идеологии на науку, то его также никак нельзя отрицать. Надо не отрицать воздействие (порой весьма существенное) идеологии на науку, а четко представлять, в чем оно, это воздействие состоит. Что оно собой представляет, в чем проявляется, однозначно оно или полизначно, в чем состоит положительная сторона этого воздействия, а в чем отрицательная. Было бы, конечно, неразумно сводить воздействие идеологии только к ее паразитированию на науке и не видеть также позитивного влияния идеологии на науку. Идеологии могут стимулировать, скажем, разработку каких-то важных в данный момент проблем. Влияют они в какой-то мере на конкретные теории и прежде всего, на что хочу обратить особо внимание, через воздействие на отдельных ученых, их сознание.
Рассматривая этот аспект вопроса о взаимодействии науки и идеологии, мы должны четко различать роль идеологии в обществе и роль ее по отношению к науке. Это не одно и то же. Необходимо иметь ввиду, что особенно травмирующее воздействие идеология оказывает на духовную жизнь общества, на культуру и науку и особенно социально-гуманитарные науки. Социально-гуманитарные науки – это то, подо что идеологии проще всего подделаться в силу их большого сходства (подобия) по форме и затрагиваемой проблематике.
Вместе с тем, какую бы положительную роль не играла наука в жизни идеологии, она как замечает А.А. Зиновьев, не становится идеологией (см.: Идеология партии будущего……………….с.). И если это верно, то еще более справедливо будет сказать, что идеология никогда не станет наукой. А если это произойдет, то то, что мы называем идеологией, уже потеряет свой статус, статус идеологии (такая идеология не будет больше идеологией). Хотя, конечно же, такое превращение идеологии в науку вряд ли когда-либо возможно. Не могу не согласиться с А.А. Зиновьевым, что идеология, как пишет он «пожирает науку, но не превращается в то, что она пожирает»(там же).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.