Сущность человека определялась как совокупность всех тех общественных отношений, которые существуют в данном обществе и в которые вступает в своей жизнедеятельности индивид:
а) З.Фрейдом;
*б) К.Марксом;
в) Г.В.Плехановым;
г) А.Леонтьевым;
д) И.Коном;
е) М.Мидом.
45. Профессия – это статус:
*а) достигаемый;
б) предписываемый;
в) генеральный;
г) прирождённый;
д) формальный.
46. Статусы, замещение которых не зависит от человека, - это статусы:
а) достигаемые;
*б) предписываемые;
в) формальные;
г) неформальные;
д) генеральные.
47. Исполнение социальных ролей может быть:
а) итенциональным;
*б) конфликтным;
*в) консенсуальным;
г) идеалистическим;
д) материалистическим.
48. Реально существующая личность – явление:
а) историческое;
*б) конкретно-историческое;
в) внеисторическое;
г) доисторическое;
д) постисторическое.
49. Концепцию «значимого другого» разработал:
а)Дж.Мид;
*б) А.Халлер;
в) П.Блау;
г) З.Фрейд;
д) Ч.Кули.
50. Автором концепции «одномерного человека» является:
*а) Д.Рисмен;
б) К.Маркс;
в) Т.Адорно;
г) К.Хорн;
д) Р.Дарендорф.
51. Муж – жена, врач – пациент, священник – прихожанин – это статусы:
а) совмещаемые;
б) несоответствующие;
в) непарные;
*г) парные;
д) антагонистические.
52. Один из статусов индивида, по Р.Линтону, который связан с его деятельностью, не являющейся для него основной, - это статус:
а) формальный;
б) предписанный;
*в) маргинальный;
г) достигнутый;
д) прирождённый.
53. Положение индивида в обществе, обусловленное его социальным происхождением – это статус:
*а) прирождённый;
б) маргинальный;
в) формальный;
г) социометрический;
д) достигнутый.
54. Вид социальной патологии, при которой индивид разными способами, независимо от принятых норм поведения стремится к той роли, которая влечёт за собой, скажем, материальные выгоды:
а) статусфобия;
*б) статусфрения;
в) статусфетишизм;
г) статусный детерминизм;
д) статускратия.
55. Подавление автономии и свободы личности вследствие чрезмерного доминирования родителей в жизни ребёнка:
а) нарушение личности;
*б) абсорбция личности;
в) порабощение личности;
г) дезорганизация личности;
д) ресоциализация личности.
56. Структура установок и ценностных ориентаций личности , обобщающая социальный опыт индивида и находящая своё воплощение в присущей ему концепции «Я», - это по У.Томасу и Ф. Знанецкому:
*а) жизненная организация личности;
б) самосознание личности;
в) характер личности;
г) тип личности;
д) статус личности.
57. Абстрактные модели (системы) личностных качеств, характерные для тех или иных конкретных совокупностей (групп) людей:
а) структуры личности;
*б) типы личности;
в) модальности личности;
г) жизненные организации личности;
д) типы индивидуальности.
58. Американский исследователь Р.Линтон считает, что для науки понятие «статус» и «роль» это понятия:
а) противоположные и противоречащие друг другу;
б) взаимоисключающие друг друга; в) не имеющие ничего общего между собой;
г) синонимичные (полностью совпадающие по своему содержанию);
*д) дополняющие друг друга и являющиеся «двумя сторонами одной медали».
59. Динамическая сторона личности фиксируется в термине:
а) социальный статус;
б) структура личности;
в) социальный тип личности;
*г) социальная роль;
д) статусфрения.
60. Главный (доминирующий) статус личности в обществе социологи обычно связывают с:
*а) профессией, работой (их престижем) индивида;
б) положением индивида в семье;
в) национальной принадлежностью;
г) конфессиональной принадлежностью;
д) возрастом;
е) полом.
61. Французский социолог, утверждавший, что общество пребывает (находится) не только «вне нас», но и «внутри нас»:
а) О.Конт;
б) Р.Арон;
в) П.Бурдьё;
*г) Э.Дюркгейм;
д) М.Крозье.
62. Учёный, который полагал, что структуру личности образуют три инстанции: Ид («Оно»), Эго («Я») и Супер-Эго («Сверх-Я»):
а) Р.Линтон;
б) Э.Фромм;
в) Ж.Пиаже;
г) Дж.Мид;
д)Л.Колбер;
*е) З.Фрейд.
63. По мнению Л.Колбера, моральное развитие индивида проходит три стадии:
*а) доконвенциональную;
*б) постконвенциональную;
в) надконвенциональную;
г) неконвенциональную;
*д) конвенциональную;
е) подконвенциональную.
64. Центральным понятием теории личности, предложенной Дж.Мидом – она называется теорией зеркального «Я» - является:
а) «зеркальное «Я»»;
*б) «Я»;
в) «зеркало»;
г) «me» («ми»);
д) «значимой другой».
65. В концепции Дж.Мида культурные нормы и ценности, которые мы используем в качестве системы координат для оценки самих себя, обозначены терминами:
а) «Я»;
б) «зеркальное «Я»»;
в) «значимый другой»;
*г) «обобщённый другой»;
д) «другой».
66. Активную сторону субъекта Дж.Мид обозначил термином:
а) me (англ. местоимение «я» в косвенном падеже);
*б) i (англ. местоимение «я» в именительном падеже);
в) «зеркальное «Я»»;
г) «Я»;
д) «супер- Эго» («сверх- Я»).
67. В теории личности Ч.Кули образ «Я» , основанный на наших мыслях о том впечатлении, которое мы производим на других, закрепляется в термине:
а) «Я»;
б) «me»;
*в) «зеркальное «Я»»;
г) «значимый другой»;
д) «обобщённый другой».
68. У Дж.Мида «Я» это та часть личности, которая складывается из:
*а) самосознания и образа «Я»;
б) самосознания и «me»;
в) самосознания и системы координат для оценки самих себя;
г) образа «Я» и мнения о нас других;
д) образа «Я» и зеркального «Я».
69. Агентами социализации являются:
*а) семья;
б) ландшафт;
*в) школа;
*г) группа равных (ровесники);
д) климатические условия;
е) фауна;
*ж) СМИ («масс – медиа»).
70. Первичным и, пожалуй, главным агентом социализации индивида является:
а) школа;
б) СМИ («масс – медиа»);
в) религия;
*г) семья;
д) церковь;
е) армия.
71. Влияние группы равных на индивида, к которой этот последний рассчитывает присоединиться, - это социализация:
а) первичная;
б) сверстниковая;
*в) опережающая;
г) групповая;
д) активная.
72. Согласно П.Гоффману, радикальное изменение личности девианта, скажем, преступника, в различного рода тотальных учреждениях (тюрьма, колонии для несовершеннолетних преступников):
а) реституция;
б) реставрация;
*в) ресоциализация;
г) наказание;
д) лечение.
73. Термин «сверхсоциализированная концепция человека» (Д.Ронг) и его применение в социологии имели значение:
а) нейтральное;
*б) критическое;
в) одобряющее (позитивное).
74. Процесс социализации обычно подразделяют на четыре стадии, связанные с жизненным циклом человека:
а) младенчество;
*б) детство;
в) подростковая стадия;
*г) юность;
*д) зрелость;
*е) старость.
75. Процесс социализации это процесс:
а) адаптации индивида к новым условиям;
б) взросления;
в) возмужания;
*г) становления человека как социального существа.
76. В настоящее время социализация имеет направленность:
а) от старших к младшим;
б) от младших к старшим;
*в) от старших к младшим и одновременно от младших к старшим.
77. Начальная точка процесса социализации:
а) человек;
*б) индивид;
в) личность;
г) индивидуальность.
78. Типичными видами homo sociologicus, по Р.Дарендорфу, являются:
*а) homo faber («человек трудящийся»);
*б) homo consumer («человек потребляющий»)
в) homo politicus («человек политический»);
г) homo sapiens («человек разумный»);
*д) homo universales («человек, способный заниматься различными видами деятельности»);
*е) homo soveticus («человек, зависящий от государства»).
79. Автор, предложенной в 60-е годы ХХ века концепции одномерного человека:
*а) Г. Маркузе;
б) Э.Фромм;
в) Д.Белл;
г) Эрик Х. Эриксон;
д) Ю. Левада.
80. Процесс усвоения индивидом новых ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно усвоенных или устаревших:
а) социализация;
б) десоциализация;
*в) ресоциализация;
г) антисоциализация;
д) сверхсоциализация.
81. Отечественный учёный, автор концепции, в соответствии с которой личность представляет собой совокупность субъективных отношений
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.