Все рассмотренные нами способы обоснования истинности предложений не считаются в математике способами доказательства, так они могут привести к ложному заключению (о причинах говорилось выше). Но мы их относим к способам предматематического доказательства, потому что они: 1) доступны и убедительны для младших школьников; 2) позволяют вооружить учащихся основами научных знаний; 3) приобщают к методам математической деятельности, поскольку используются для выдвижения гипотез; 4) их использование в начальном обучении математике готовит учащихся к строгим математическим доказательствам.
Способы, о которых речь пойдет ниже, признаются в математике логически достоверными.
5. Дедуктивный вывод. В процессе дедуктивного умозаключения мысль движется от общего к частному, при этом отдельные частные факты подводятся под соответствующее общее правило, закон, понятие.
Повышение теоретического уровня математических знаний младших школьников открывает широкие возможности использования дедуктивных умозаключений при обосновании истинности частных суждений, при решении примеров, задач, уравнений.
Примером одного из первых дедуктивных умозаключений в начальном обучении математике является рассуждение: «2<3, потому что 2 при счете называют раньше, чем 3». С его помощью из одного общего суждения (общей посылки) и одного частного суждения (частной посылки) выводится новое частное суждение (заключение). Общая посылка: если а при счете называется раньше в, то а<в. Частная посылка: 2 при счете называется раньше трех. Заключение: 2<3.
Выбор действия для решения простой арифметической задачи также часто обосновывается дедуктивно. Приведем пример такого обоснования при решении задачи: «В одной книге 36 страниц, а в другой — 18 страниц. Во сколько раз больше страниц в первой книге, чем во второй?»
Общая посылка: все задачи, в которых требуется узнать, во сколько раз одно число больше другого, решаются делением.
Частная посылка: в этой задаче надо узнать, во сколько раз 36 больше, чем 18.
Заключение: для ответа на вопрос задачи надо 36 разделить на 18.
Мы привели примеры полных дедуктивных умозаключений. От учащихся, как правило, не требуют объяснения в таком развернутом виде. Общая посылка часто лишь подразумевается, как, например, в этом рассуждении второклассника, в котором он обосновывает истинность математического предложения 23*4 = 92: «23— это сумма чисел 20 и 3*20 умножить на получится 80, 3 умножить на 4, получится 80+12 = 92». Общая посылка — правило умножения суммы на число — в этом рассуждении используется лишь неявно.
Все примеры обоснования истинности предложений содержат только одно умозаключение. В некоторых случаях, например при решении составного уравнения (4* b) : 10 = 236, от учащихся уже требуется умение построить цепочку из двух дедуктивных умозаключений. Интересно заметить, что при объяснении решения уравнений учитель почти всегда требует от ученика произнесения вслух общей посылки.
Общая посылка: чтобы найти неизвестное делимое, надо частное умножить на делитель.
Частная посылка: в этом уравнении неизвестно делимое.
Заключение: 4* b = 236*10. Аналогично строится второе умозаключение уже для решения нового уравнения 4* b = 2360. Истинность заключения в дедуктивных доказательствах при правильном построении умозаключений зависит только от истинности посылок, поэтому дедуктивный вывод и является основным способом математических доказательств.
Математические доказательства представляют собой такую цепочку дедуктивных умозаключений, что заключение каждого из них, кроме последнего, является посылкой в одном из последующих умозаключений. Дедуктивные доказательства в начальном курсе математики отличаются от них как количеством звеньев в этой цепочке (одно - два звена), так и простотой своей структуры. Но ясно, что обучение таким рассуждениям готовит учащихся к строгим логическим доказательствам, с одной стороны, и обеспечивает осознанность и глубину знаний — с другой. 6. Вычисление. Название этого способа говорит само за себя: истинность высказываемых учащимися суждений обосновывается с помощью вычислений. Проверка уравнений, результатов арифметических действий, решение неравенств методом подбора являются примерами этого способа предматематического доказательства.
В начальной математике вычисление как способ обоснования истинности суждений используется часто, иногда даже в ущерб развитию логического мышления и речи детей. Это происходит в тех случаях, когда учитель, ограничиваясь вычислениями, недостаточно использует возможности уроков математики длят привития учащимся навыков словесного обоснования.
Например, обоснованием истинности предложений 405—205=450—250 и 7*10>70:10 может служить только вычисление.
Но совсем другой подход предполагается при выполнении заданий по сравнению значений выражений вида: 56*10*4 и 56*14, где от третьеклассников в первую очередь требуется проведение дедуктивных рассуждений. Вычисления в этом случае играют лишь вспомогательную роль, являясь своего рода подкреплением убедительности сделанного дедуктивного вывода.
В изолированном друг от друга виде способы предматематического доказательства применяются редко. Чаще всего они в одном я том же рассуждении взаимодействуют, дополняя друг друга. Это можно было обнаружить и в приведенных нами выше примерах доказательств.
Таким образом, современный начальный курс математики позволяет на простых примерах познакомить учащихся с элементами математического доказательства, сознательное овладений которым способствует развитию их логического мышления и успешному усвоению математики в средней школе. Систематическое использование различных способов предматематического доказательства позволяет воспитывать у учащихся потребность в обосновании истинности своих суждений, что является важным качеством культуры мышления, необходимым в любой деятельности.
[1] В случаях когда речь идет о способах предматематического доказательства, к учащимся лучше обращаться с заданиями «Объясни», «Покажи», .а не «Докажи», которыми учителя довольно часто пользуются на уроках математики. — Ред.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.