При проектировании продольного профиля мостового перехода учитывают: требования безопасности движения, допустимые продольные уклоны и радиусы вертикальных кривых, контрольные точки, определяющие высотное положение проектной линии на продольном профиле в пределах разлива высоких вод. При этом необходимо опираться на данные СНиП 2.05.02-85 [3].
Продольный профиль мостового перехода можно разделить на следующие характерные участки: 1) выход с коренного берега в речную долину; 2) пойменная насыпь; 3) участок сопряжения пойменной насыпи с мостом; 4) мост.
Исходя из этого к контрольным точкам могут быть отнесены:
1) минимальная допустимая отметка проезжей части оси моста и соответствующая ей минимальная отметка бровки насыпи у моста;
2) минимальная отметка бровки насыпи на поймах.
Отметка проезжей части по оси моста в пределах судоходных пролетов определяется с учетом раздела 2.3.
На несудоходных пролетах минимальная допустимая отметка проезжей части оси моста назначается на 0,75 м выше расчетного уровня воды (РУВВ) с учетом строительной высоты, при редком карчеходе эта норма повышается до 1,5 м, а при интенсивном – до 2 м.
Следует помнить, что на продольном профиле автомобильной дороги отметки проектной линии дают по оси дороги.
При проектировании моста большой длины он может располагаться на уклонах как в обе стороны от судоходных пролетов, так и в одну сторону, если основное русло расположено несимметрично. Максимальный допустимый уклон – 0,03 [2].
Сопряжения переломов продольного профиля на подходах к мосту и в его пределах осуществляются вписыванием вертикальных кривых, радиусы которых должны назначаться возможно бóльшими. Наименьшие радиусы по оси СНиП 2.05.02-85 [3] применять не рекомендуется.
Минимальная отметка бровки насыпи на поймах назначается по отметке РУВВ, увеличенной на величину подпора воды у насыпи и высоту набега волны с учетом запаса 0,5 м. Порядок расчета величины подпора приведен в справочнике [4], там же содержатся необходимые сведения для определения высоты набега волн.
Высота волны принимается равной 0,2 средней глубины воды на пойме (определятся как отношение площади живого сечения поймы к ширине разлива по пойме).
При коротких поймах вычисленная отметка насыпи может быть не использована, так как участок проектной линии с контрольными отметками моста будет непосредственно сопрягаться со спуском в долину реки.
Для обеспечения отвода воды с проезжей части рекомендуется продольному профилю на пойме придавать уклон не менее 0,003-0,005.
Поперечные профили дамбы на подходах к мосту проектируют с учетом периодического подтопления. При высоте насыпи до 6 м крутизна откосов принимается не менее 1 : 2 с верховой стороны и 1 : 1,5 с низовой стороны насыпи. При большей высоте низовой откос устраивают с переломом на уровне 6 м от бровки, ниже которого крутизна должна быть не менее 1 : 1,75.
При длительном подтоплении (более 20 сут) насыпи проектируют с бермами шириной 4 м [5]. Отметка бермы принимается равной отметке регуляционных сооружений.
По данным расчетов
необходимо составить продольный профиль мостового перехода. Его выполняют в
масштабах: 1 : 5000 (горизонтальный) и 1 : 500 (вертикальный) на
листе миллиметровой бумаги высотой 297 мм и подшивают в пояснительную записку. Масштаб изображения грунтов 1 : 50 или 1 : 100. Чертеж имеет внизу следующие
графы: "Уклоны", "Проектные отметки", "Отметки земли
по оси дороги", "Расстояния". На чертеже показывают поверхность
земли, проектную линию, отверстие моста (схематически), линию возможных глубин
размыва, грунты, отметки характерных уровней воды (УМВ, РСУ и
т. п.). Расчеты и оформление профиля аналогичны продольному профилю автомобильных
дорог (ГОСТ Р 21.1701-97). В качестве образца можно принять рис. 21.4 в учебнике
[1]. Чертеж выполняется красной, черной и синей (уровни воды) тушью. С
использованием профиля перехода на листе формата А1 вычерчивается схема
перехода.
2.5
Проектирование регуляционных сооружений и
укрепление откосов
В курсовой работе требуется запроектировать основные регуляционные сооружения – струенаправляющие дамбы и траверсы.
Струенаправляющие дамбы и траверсы устраиваются: 1) при наличии пойм, пропускающих более 15 % расчетного расхода; 2) в случаях необходимости воздействия на русловой процесс; 3) при значительной косине потока; 4) при средних скоростях под мостом до размыва свыше 1 м/с [2].
Струенаправляющие дамбы могут быть прямолинейными и криволинейными (эллиптическими). Выбор очертания дамбы определяется условием создания под мостом после размыва живого сечения формы, близкой к прямоугольной. Схемы пересечения водотока приведены в прил. 5. Рекомендации по проектированию регуляционных сооружений даны в литературе [1, 4–6].
В курсовой работе, как
правило, должна быть, рассчитана дамба эллиптического очертания. Расчет
проводят в следующем порядке:
1) определяют координаты верховой дамбы; 2) в зависимости от размеров верховой
дамбы проектируют низовую; 3) определяют отметку верха и конструируют
поперечное сечение дамбы; 4) рассчитывают укрепление откосов.
Вылет низовой дамбы (проекцию на нормаль к оси дороги)
принимают равным половине вылета верховой дамбы .
Низовую дамбу очерчивают по круговой кривой радиуса, равного или 2, до достижения
центрального угла 6–8° и далее по прямой, касательной к этой кривой. Это
делается для того, чтобы обеспечить благоприятные условия растекания потока.
Может быть использована методика
О.В. Андреева [4, с. 257]. В работе [6] приведен пример расчета.
Прямолинейные незатопляемые дамбы или прямые вставки в криволинейных дамбах применяют, если требуется отжать русловой поток от одного из устоев моста. В этом случае размеры сооружений назначают по местным условиям [5].
Конструкция струенаправляющих дамб принимается в виде земляной насыпи трапецеидального сечения с шириной тела поверху не менее 3 м. Ширина головы дамбы по соображениям удобства строительства и эксплуатации принимается равной 4–6 м. Откосы грунтовых дамб назначают не круче 1 : 2. В головах дамбы откосы уполаживают до 1 : 3 ÷ 1 : 4, так как головы подвержены особенно сильному воздействию потока.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.