В курсовой работе отверстие моста допускается определять по упрощенной методике [4]. При этом по формуле (16.6) справочника [4] находят наименьшее значение отверстия (наиболее экономичный вариант), если соответствующий ему общий размыв не превышает допустимых величин, расчет заканчивают.
Расчет общего размыва выполняют по формулам О.В. Андреева и Г.А. Федотова [4, формулы (16.7; 16.11; 16.12)]. Здесь устанавливают группу мостового перехода по способу определения расчетного для опор моста общего размыва [4, табл. 16.4] и в качестве расчетного принимают один из пределов размыва (нижний, гипотетический, верхний). В расчетах используют сведения о размывах верховых струенаправляющих дамб. Их назначают по рекомендациям проф. О.В. Андреева [4, с. 257].
Зная среднюю расчетную глубину размыва, можно определить размыв на любой вертикали подмостового сечения :
, (2.3)
где – бытовая глубина на і-й вертикали в бытовых условиях; – коэффициент размыва.
, (2.4)
где , – средние значения глубины в русле под мостом до и после достижения предельного размыва.
При морфометрической основе расчетов коэффициент размыва не должен превышать 1,75 [2].
После расчета общего
размыва необходимо убедиться в отсутствии ограничений размыва по геологическим
условиям [1, с. 64, 4,
с. 250]. Если ограничения имеются, подсчитывают максимально возможную глубину
размыва и соответствующий ей коэффициент размыва.
Глубину воронки местного размыва определяют по формулам М.М. Журавлева или И.А. Ярославцева [1, 4, 6].
Результаты расчетов помещают в табл. 2.2.
Таблица 2.2
Глубина воды у опор после размыва
Номер опоры |
Глубина воды до размыва, м |
Отметка дна у опоры до размыва, м |
Глубина воронки местного размыва, м |
Отметка дна у опоры после размыва, м |
При проектировании срезки грунта пойменной части следует учитывать, что она допускается только на равнинных реках. Срезка в русле побочней, отмелей, осередков не допускается. Общая длина срезки должна быть не более чем в 4-6 раз больше ее ширины в створе моста [2].
2.3 Составление схемы моста
При составлении схемы моста необходимо обеспечить достаточную длину пролетов, а также требуемое возвышение низа пролетных строений над расчетным судоходным уровнем (РСУ), что гарантирует выполнение требований судоходства, лесосплава и беззаторного пропуска ледохода.
РСУ определяют по методике, регламентированной ГОСТ 26775-97 «Габариты подмостовые судоходных пролетов мостов на внутренних водных путях». Расчетная продолжительность физической навигации Т указана в задании, уровенный график для расчетного года строят по данным прил. 3. Подмостовые габариты назначают в зависимости от класса водного пути (указанного в задании) по ГОСТ 26775-97.
Основанием очертания подмостового габарита является расчетный судоходный уровень (РСУ). В многопролетных мостах должно быть не менее двух судоходных пролетов, совпадающих с фарватером при УМВ. Если положение фарватера непостоянно, целесообразно перекрывать судоходными пролетами всю ту часть отверстия моста, где может оказаться фарватер.
Для малых рек (V-VII классов по судоходству) чаще целесообразно делать одинаковые пролеты по всей длине моста, т. к. судоходные пролеты невелики. В случаях, когда два судоходных пролета не размещаются в русле реки, проектируют только один (низового направления).
Минимальная отметка оси проезжей части в судоходных пролетах моста определяется суммой отметки расчетного судоходного уровня, высоты габарита и строительной высоты. Эта величина не должна быть меньше отметки расчетного уровня паводка, увеличенной на сумму строительной высоты и гарантийного запаса (0,75 м). Строительная (или конструктивная) высота назначается в зависимости от материала пролетного строения, его длины и конструкции. Здесь необходимо использовать рекомендации курса «Мосты, транспортные тоннели и путепроводы», данные типовых проектов и прил. 4.
При составлении схемы моста следует учитывать следующее:
1) пролетные строения принимаются из любого материала (металл, железобетон, дерево);
2) несудоходные пролеты принимаются, как правило, меньших размеров, но в схеме моста должно быть не более 2-3 различных по величине пролетов, поскольку сооружение пролетных строений различной длины вызывает дополнительные трудности;
3) величина пролетов
моста, не предназначенных для судоходства и лесосплава, должна обеспечивать
беззаторный пропуск ледохода [5,
§ 48].
Полная длина пролетного строения моста может быть равной 21, 24, 33, 42 м, при больших размерах – кратной 21 м [2].
При фундировании русловых опор мостов через немеандрирующие реки исходят из возможного появления наибольшей глубины у любой из них. Пойменные опоры фундируются исходя из глубин размыва, ожидаемых на пойме. В пределах русла принимается равнопролетная схема с возможностью обеспечения судоходства в любом из русловых пролетов. На пойме допускается строительство эстакады с меньшими пролетами и меньшими глубинами фундирования опор.
При проектировании мостовых переходов через меандрирующие реки заложение фундаментов опор необходимо производить с учетом возможного перемещения максимальной глубины русла под любую из опор. Мосты через меандрирующие реки, учитывая возможность смещения русла к любому из устоев, следует проектировать обязательно равнопролетными с возможностью обеспечения судоходства в любом пролете. Строительство пойменных эстакад с меньшими пролетами не допускается.
В пояснительной записке должен содержаться расчет минимальных отметок моста в судоходном и несудоходном пролетах, а также величины пролета в свету из условия беззаторного пропуска ледохода.
2.4
Проектирование продольного профиля мостового
перехода
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.