Основы проектирования мостового перехода и дорожных одежд: Методические указания по выполнению курсовой работы, страница 2

В курсовой работе отверстие моста допускается определять по упрощенной методике [4]. При этом по формуле (16.6) справочника [4] находят наименьшее значение отверстия (наиболее экономичный вариант), если соответствующий ему общий размыв не превышает допустимых величин, расчет заканчивают.

Расчет общего размыва выполняют по формулам О.В. Андреева и Г.А. Федотова [4, формулы (16.7; 16.11; 16.12)]. Здесь устанавливают группу мостового перехода по способу определения расчетного для опор моста общего размыва [4, табл. 16.4] и в качестве расчетного принимают один из пределов размыва (нижний, гипотетический, верхний). В расчетах используют сведения о размывах верховых струенаправляющих дамб. Их назначают по рекомендациям проф. О.В. Андреева [4, с. 257].

Зная среднюю расчетную глубину размыва, можно определить размыв на любой вертикали подмостового сечения :

,                                          (2.3)

где – бытовая глубина на і-й вертикали в бытовых условиях;  – коэффициент размыва.

,                                          (2.4)

где ,  – средние значения глубины в русле под мостом до и после достижения предельного размыва.

При морфометрической основе расчетов коэффициент размыва не должен превышать 1,75 [2].

После расчета общего размыва необходимо убедиться в отсутствии ограничений размыва по геологическим условиям [1, с. 64, 4,
с. 250]. Если ограничения имеются, подсчитывают максимально возможную глубину размыва и соответствующий ей коэффициент размыва.

Глубину воронки местного размыва определяют по формулам М.М. Журавлева или И.А. Ярославцева [1, 4, 6].

Результаты расчетов помещают в табл. 2.2.

Таблица 2.2

Глубина воды у опор после размыва

Номер опоры

Глубина воды до размыва, м

Отметка дна у опоры до размыва, м

Глубина воронки местного размыва, м

Отметка дна у опоры после размыва, м

При проектировании срезки грунта пойменной части следует учитывать, что она допускается только на равнинных реках. Срезка в русле побочней, отмелей, осередков не допускается. Общая длина срезки должна быть не более чем в 4-6 раз больше ее ширины в створе моста [2].

2.3  Составление схемы моста

При составлении схемы моста необходимо обеспечить достаточную длину пролетов, а также требуемое возвышение низа пролетных строений над расчетным судоходным уровнем (РСУ), что гарантирует выполнение требований судоходства, лесосплава и беззаторного пропуска ледохода.

РСУ определяют по методике, регламентированной ГОСТ 26775-97 «Габариты подмостовые судоходных пролетов мостов на внутренних водных путях». Расчетная продолжительность физической навигации Т указана в задании, уровенный график для расчетного года строят по данным прил. 3. Подмостовые габариты назначают в зависимости от класса водного пути (указанного в задании) по ГОСТ 26775-97.

Основанием очертания подмостового габарита является расчетный судоходный уровень (РСУ). В многопролетных мостах должно быть не менее двух судоходных пролетов, совпадающих с фарватером при УМВ. Если положение фарватера непостоянно, целесообразно перекрывать судоходными пролетами всю ту часть отверстия моста, где может оказаться фарватер.

Для малых рек (V-VII классов по судоходству) чаще целесообразно делать одинаковые пролеты по всей длине моста, т. к. судоходные пролеты невелики. В случаях, когда два судоходных пролета не размещаются в русле реки, проектируют только один (низового направления).

Минимальная отметка оси проезжей части в судоходных пролетах моста определяется суммой отметки расчетного судоходного уровня, высоты габарита и строительной высоты. Эта величина не должна быть меньше отметки расчетного уровня паводка, увеличенной на сумму строительной высоты и гарантийного запаса (0,75 м). Строительная (или конструктивная) высота назначается в зависимости от материала пролетного строения, его длины и конструкции. Здесь необходимо использовать рекомендации курса «Мосты, транспортные тоннели и путепроводы», данные типовых проектов и прил. 4.

При составлении схемы моста следует учитывать следующее:

1)  пролетные строения принимаются из любого материала (металл, железобетон, дерево);

2)  несудоходные пролеты принимаются, как правило, меньших размеров, но в схеме моста должно быть не более 2-3 различных по величине пролетов, поскольку сооружение пролетных строений различной длины вызывает дополнительные трудности;

3)  величина пролетов моста, не предназначенных для судоходства и лесосплава, должна обеспечивать беззаторный пропуск ледохода [5,
§ 48].

Полная длина пролетного строения моста может быть равной 21, 24, 33, 42 м, при больших размерах – кратной 21 м [2].

При фундировании русловых опор мостов через немеандрирующие реки исходят из возможного появления наибольшей глубины у любой из них. Пойменные опоры фундируются исходя из глубин размыва, ожидаемых на пойме. В пределах русла принимается равнопролетная схема с возможностью обеспечения судоходства в любом из русловых пролетов. На пойме допускается строительство эстакады с меньшими пролетами и меньшими глубинами фундирования опор.

При проектировании мостовых переходов через меандрирующие реки заложение фундаментов опор необходимо производить с учетом возможного перемещения максимальной глубины русла под любую из опор. Мосты через меандрирующие реки, учитывая возможность смещения русла к любому из устоев, следует проектировать обязательно равнопролетными с возможностью обеспечения судоходства в любом пролете. Строительство пойменных эстакад с меньшими пролетами не допускается.

В пояснительной записке должен содержаться расчет минимальных отметок моста в судоходном и несудоходном пролетах, а также величины пролета в свету из условия беззаторного пропуска ледохода.

2.4  Проектирование продольного профиля мостового
перехода