Объект |
Процесс |
Скорость V = S : t |
Время t = S : V |
Длина пути S = V × t |
Теплоход |
Движение по озеру |
23 км/ч |
3 ч |
? |
Теплоход |
Движение по реке |
На 3 км/ч больше, чем по озеру (23 + 3) км/ч |
4 ч |
? |
Всего |
— |
7 ч |
? |
Цель т р е т ь е й системы вопросов и заданий –– способствовать выработке умения ставить вопросы, которые помогают переводить содержание задачи на язык таблиц.
14. Прочитайте задачу. Теперь я задам несколько вопросов, которые помогают понять задачу. Повторите эти вопросы и дайте на них ответы.
Какие процессы описаны в задаче? Сколько процессов описано? Какими величинами характеризуются эти процессы? Сколько таких величин? Выберите из таблиц на доске (на карточках) ту, в которую можно занести содержание задачи. Заполните таблицу.
(Вопросы полезно записать на доске. Предлагается любая задача, для которой возможна табличная форма представления. На доске или на листах у каждого ученика вычерчены по 2 – 3 незаполненных таблицы, отличающиеся количеством строк и столбцов. Решение задачи может быть выполнено устно, может быть намечена лишь стратегия решения или план решения. Выполнение решения можно отнести и к домашней работе.)
15. Рассмотрите задачи (называются страницы учебника или любого сборника задач, где помещены тексты задач). Выберите те из них, к которым полезно поставить такие же вопросы как в предыдущем задании. Обсудите свой выбор с соседом по парте. Задайте друг другу вопросы и ответьте на них. Подберите для каждой выбранной задачи соответствующую форму таблицы. Заполните таблицы для выбранных вами задач. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Обсудите с ним целесообразность и правильность выбора и заполнения таблиц.
16. Рассмотрите таблицу, в которой представлена задача. Задайте вопрос или вопросы, ответ (ответы) на который (на которые) дал (дали) а) названия строкам; б) названия каждой строке; в) названия столбцам; г) ответы на которые можно получить, «считав» информацию с ячеек таблицы.
Возможный вариант выполнения задания 9.
Задача.(№ 212, с. 77, М–5, Г. В. Дорофеев и др.)
На овощной склад привезли помидоры на 6 машинах по 120 ящиков в каждой, потом еще на 8 машинах по 140 ящиков в каждой. Сколько ящиков помидоров привезли на склад?
К-во ящиков с помидорами на 1 машине |
К-во машин |
Общее к-во ящиков с помидорами |
|
1 привоз |
120 |
6 |
? |
2 привоз |
140 |
8 |
? |
Всего |
–– |
–– |
? |
а) Какой процесс описан в задаче? (Привоз ящиков с помидорами.)
б) Ящики привезли все сразу или по частям? Сколько раз привозили ящики с помидорами? (Ящики привозили по частям. Их привозили два раза: в первый привоз и во второй привоз.)
в) О каких величинах идет речь в задаче? (В задаче речь идет о трех величинах: вместимости одной машины, количестве машин и количестве ящиков с помидорами.) Как, в каких единицах характеризуется в задаче вместимость машины? (Вместимость машины характеризуется количеством ящиков с помидорами, помещающимися на одной машине.)
г) Сколько ящиков с помидорами помещалось на одной машине в первый раз? Сколько машин привезли помидоры в первый раз? Сколько ящиков с помидорами привезли в первый раз? Сколько ящиков с помидорами помещалось на одной машине во второй раз? Сколько машин привезли помидоры во второй раз? Сколько ящиков с помидорами привезли во второй раз? Сколько ящиков с помидорами привезли за два привоза?
17. Ответы на какие вопросы нужно знать, чтобы построить таблицу к задаче?
Возможный вариант выполнения.
Чтобы построить таблицу к задаче, нужно знать ответы на следующие вопросы:
–– Сколько столбцов и сколько строк необходимы для занесения содержания задачи в таблицу (для перевода задачи в табличную форму)? Сколько строк и столбцов понадобится для названия характера информации, заносимой в каждую строку, в каждый столбец?
–– Какие взаимосвязанные величины описываются в задаче и сколько ситуаций описано с помощью этих величин? Количество взаимосвязанных величин определяет количество столбцов (строк), а количество ситуаций определяет количество строк (столбцов). Кроме того, по одному столбцу и одной строке нужно для обозначения столбцов и строк.
–– Какую информацию будем заносить в ячейки строк и в ячейки столбцов?
–– Как назвать и обозначить каждую строку и каждый столбец? В каком порядке расположить информацию о величинах в столбцах (в строках): информацию о какой величине целесообразно поместить в первом столбце (строке), во втором, в третьем?
18. К следующей задаче коллективно составим таблицу, занесем в нее содержание задачи и выделим последовательность шагов, которые мы выполнили для перевода данной задачи в табличную форму и которые полезно выполнять для перевода любой задачи на язык таблицы.
З а д а ч а. (М–5, № 356-б, Г.В. Дорофеев и др.) Из двух пунктов, удаленных друг от друга на 30 км, выехали одновременно в одном направлении два мотоциклиста. Скорость первого 40 км/ч, второго 50 км/ч. Через сколько часов второй догонит первого?
Возможный вариант организации выполнения задания 11.
–– Как вы думаете, с чего нужно начать работу по переводу задачи на язык таблицы? (Нужно прочитать задачу.)
–– Верно, прочитайте задачу.
–– Что теперь полезно сделать? (Определить, сколько строк и сколько столбцов должно быть в таблице, чтобы в нее можно было занести все содержание задачи.)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.