Обучение решению текстовых задач в средних классах, страница 3

Объект

Процесс

Скорость

V = S : t

Время

t = S : V

Длина   пути

S = V × t

Теплоход

Движение по озеру

23 км/ч

3 ч

?

Теплоход

Движение по реке

На 3 км/ч больше, чем по озеру

(23 + 3) км/ч

4 ч

?

Всего

7 ч

?

Цель т р е т ь е й системы вопросов и заданий –– способствовать выработке умения ставить вопросы, которые помогают переводить содержание задачи на язык таблиц.

14. Прочитайте задачу. Теперь я задам несколько вопросов, которые помогают понять задачу. Повторите эти вопросы и дайте на них ответы.

Какие процессы описаны в задаче? Сколько процессов описано? Какими величинами характеризуются эти процессы? Сколько таких величин? Выберите из таблиц на доске (на карточках) ту, в которую можно занести содержание задачи. Заполните таблицу.

(Вопросы полезно записать на доске. Предлагается любая задача, для которой возможна табличная форма представления. На доске или на листах у каждого ученика вычерчены по 2 – 3 незаполненных таблицы, отличающиеся количеством строк и столбцов. Решение задачи может быть выполнено устно, может быть намечена лишь стратегия решения или план решения. Выполнение решения можно отнести и к домашней работе.)

15. Рассмотрите задачи (называются страницы учебника или любого сборника задач, где помещены тексты задач). Выберите те из них, к которым полезно поставить такие же вопросы как в предыдущем задании. Обсудите свой выбор с соседом по парте. Задайте друг другу  вопросы и ответьте на них. Подберите для каждой выбранной задачи соответствующую форму таблицы. Заполните таблицы для выбранных вами задач. Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Обсудите с ним целесообразность и правильность выбора и заполнения таблиц.

16. Рассмотрите таблицу, в которой представлена задача. Задайте вопрос или вопросы, ответ (ответы) на который (на которые) дал (дали) а) названия строкам; б) названия каждой строке; в) названия столбцам; г) ответы на которые можно получить, «считав» информацию с ячеек таблицы.

Возможный вариант выполнения задания 9.

Задача.(№ 212, с. 77, М–5, Г. В. Дорофеев и др.)

На овощной склад привезли помидоры на 6 машинах по 120 ящиков в каждой, потом еще на  8 машинах по 140 ящиков в каждой. Сколько ящиков  помидоров привезли на склад?

К-во ящиков с помидорами на 1 машине

К-во машин

Общее к-во ящиков с помидорами

1 привоз

120

6

?

2 привоз

140

8

?

Всего

––

––

?

а) Какой процесс описан в задаче? (Привоз ящиков с помидорами.)

б) Ящики привезли все сразу или по частям? Сколько раз привозили ящики с помидорами? (Ящики привозили по частям. Их привозили два раза: в первый привоз и во второй привоз.)

в) О каких величинах идет речь в задаче? (В задаче речь идет о трех величинах: вместимости одной машины, количестве машин и количестве ящиков с помидорами.)  Как, в каких единицах характеризуется в задаче вместимость машины? (Вместимость машины характеризуется количеством ящиков с помидорами, помещающимися на одной машине.)

г) Сколько ящиков с помидорами помещалось на одной машине в первый раз? Сколько машин привезли помидоры в первый раз? Сколько ящиков с помидорами привезли в первый раз? Сколько ящиков с помидорами помещалось на одной машине во второй раз? Сколько машин привезли помидоры во второй раз? Сколько ящиков  с помидорами привезли во второй раз? Сколько ящиков с помидорами привезли за два привоза?

17. Ответы на какие вопросы нужно знать, чтобы построить таблицу к задаче?

Возможный вариант выполнения.

Чтобы построить таблицу к задаче, нужно знать ответы на следующие вопросы:

–– Сколько столбцов и сколько строк необходимы для занесения содержания задачи в таблицу (для перевода задачи в табличную форму)? Сколько строк и столбцов понадобится для названия характера информации, заносимой в каждую строку, в каждый столбец?

–– Какие взаимосвязанные величины описываются в задаче и сколько ситуаций описано с помощью этих величин? Количество взаимосвязанных величин определяет количество столбцов (строк), а количество ситуаций определяет количество строк (столбцов). Кроме того, по одному столбцу и одной строке нужно для обозначения столбцов и строк.

–– Какую информацию будем заносить в ячейки строк и в ячейки столбцов?

–– Как назвать и обозначить каждую строку и каждый столбец? В каком порядке расположить информацию о величинах в столбцах (в строках): информацию о какой величине целесообразно поместить в первом столбце (строке), во втором, в третьем?

18. К следующей задаче коллективно составим таблицу, занесем в нее содержание задачи и выделим последовательность шагов, которые мы выполнили для перевода данной задачи в табличную форму и которые полезно выполнять для перевода любой задачи на язык таблицы.

З а д а ч а. (М–5, № 356-б, Г.В. Дорофеев и др.) Из двух пунктов, удаленных друг от друга на 30 км, выехали одновременно в одном направлении два мотоциклиста. Скорость первого 40 км/ч, второго      50 км/ч. Через сколько часов второй догонит первого?

Возможный вариант организации выполнения задания 11.

–– Как вы думаете, с чего нужно начать работу по переводу задачи на язык таблицы? (Нужно прочитать задачу.)

–– Верно, прочитайте задачу.

–– Что теперь полезно сделать? (Определить, сколько строк и сколько столбцов должно быть в таблице, чтобы в нее можно было занести все содержание задачи.)