Концептуальные аспекты технологий обучения математике, адекватных задачам образования ХХI века

Страницы работы

Содержание работы

С. Е. Царёва Новосибирский государственный педагогический университет

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ, АДЕКВАТНЫХ ЗАДАЧАМ ОБРАЗОВАНИЯ ХХI ВЕКА

ХХI век получил название начала постиндустриальной эпохи в развитии мирового сообщества. Главными ее характеристиками признаются “сдвиг основной общественной потребности с производства материальных товаров на производство услуг и информации”[1, с. 6], переход “от экономики, ориентированной на преобразование вещей, к экономике, базирующейся на информации и работе с людьми”. [2; с. 5]

Создание образовательных систем и технологий, соответствующих этой эпохе, связано с определенными противоречиями в требованиях, которые предъявляет человеку информационная эпоха.

Быстрое распространение информации обусловливает высокую вероятность частых изменений в производственной, социальной и общественной жизни, а, следовательно, и в социальном, профессиональном, личностном, материальном состоянии отдельного человека. Изменение же состояния требует от человека изменения поведения, использования новых способов решения прежних задач и поиска путей решения новых. В этих условиях человек должен быть готов к субъективно творческому решению жизненных проблем, к самостоятельному принятию решений. Следовательно, школьное обучение должно обеспечить становление соответствующих личностных качеств: способности к творческой деятельности, вариативности мышления, самостоятельности в принятии решений и т. п.

Грядущее тысячелетие обещает быть не только информационной эпохой, но и эпохой высокотехнологичных производств, высокотехнологичных процессов непроизводственного характера. Любой же высокотехнологичный процесс требует от его участников высокой исполнительской культуры, умения действовать в точном соответствии с инструкцией, умения быстро осваивать новые правила, новые алгоритмы. Следовательно, школьное обучение должно обеспечить формирование таких качеств личности как алгоритмичность мышления, умение действовать по образцу, умение точно исполнять поручения и предписания, умение быстро осваивать чужой опыт.

Особенностью ХХI века является, к сожалению, и катастрофическое состояние окружающей среды, значительно большая в сравнении с предыдущим столетием зависимость этого состояния от повседневной деятельности каждого человека, от понимания каждым членом общества человеческого происхождения многих экологических катастроф и катаклизмов, от признания каждым своей ответственности за мир, в котором мы живем. В этом веке в полной мере верно учение В.И. Вернадского о ноосфере, о влиянии человеческой деятельности, человеческого разума на состояние всего живого и неживого на Земле. Указанная особенность обусловливает необходимость гуманитаризации содержания образования, необходимость рассмотрения в образовательном процессе гуманитарной составляющей любого знания.

Отмеченные три характеристики постиндустриальной эпохи задают три группы требований к образованию подрастающего поколения, которые, вообще говоря, противоречат друг другу. Но это противоречие диалектическое, подчиняющееся закону единства и борьбы противоположностей. Единство и борьба противоположностей являются источником развития любой области, в том числе и сферы образования. Для функционирования любой системы, в том числе и образовательной, в каждый конкретный момент времени и в каждом конкретном месте этой системы противоречия должны быть разрешены, переведены в качественно другие, в противоречия другого уровня. Некоторые способы разрешения противоречий разработаны в ТРИЗ — теории решения изобретательских задач. [3] Преодоление отмеченных противоречий лежит на пути к гуманитаризации образования, к личностно-ориентированному обучению.

При построении технологии обучения для функционирования в начале ХХI века необходимо учитывать все отмеченные противоречия и требования.

Наиболее распространенные в России образовательные системы, как показала И. С. Якиманская, не являются личностно-ориентированными, так как не учитывают субъектный опыт познания мира обучающимися. [4] Проведенный ею анализ убедительно доказывает необходимость изменения взглядов как на содержание образования, так и на сущность научного знания, на отказ от сциентизма.

Все сказанное позволяет искать средства реализации задач образования в создании соответствующих моделей образовательных технологий, в разработке адекватного методического обеспечения. Наличие разных моделей, апробация их в учебном процессе, помогут найти пути совершенствования образовательных систем в соответствии с требованиями наступающего века.

Термины “образовательная технология”, “технология образования”, “технология обучения” мы употребляем как синонимы термина “педагогическая технология”. В контексте данной статьи они стилистически оказались более подходящими.

Понятие “педагогическая технология” разные авторы понимают по-разному. Сопоставительный анализ разных точек зрения провел Г. К. Селевко. Опираясь на этот анализ, в понятие “педагогическая технология” будем вкладывать смыслы, отраженные в описаниях, данных ЮНЕСКО, В. М. Монаховым, М. В. Клариным, Г. К. Селевко.

Педагогическая технология — это “продуманная во всех деталях модель” всего процесса обучения с “безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя” [5] “с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия” ставящая своей задачей оптимизацию форм образования” (ЮНЕСКО).

Для характеристики любой технологии важным является вопрос о составе ее частей. Г.К. Селевко в структуру педагогической технологии, включает следующие элементы:

“а) концептуальная основа;

б) содержательная часть обучения:

— цели обучения - общие и конкретные;

— содержание учебного материала;

в) процессуальная часть — технологический процесс:

— организация учебного процесса;

— методы и формы учебной деятельности школьников;

— методы и формы работы учителя;

— деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

— диагностика учебного процесса.” [6, с. 17]

Для представления собственной модели образовательной технологии (в частности, технологии математического образования) уточним содержание ее частей.

Концептуальные подходы к обучению определяются характером понимания сущности образования, сущности знания, особенностей процессов познания, роли образования в жизни каждого человека и общества. Концептуальными являются и ответы на вопросы: “Зачем детей обучают в школе?”, “Зачем нужен в общем образовании тот или иной учебный предмет?”, “Каково место ученика и каково место учителя в учебном процессе?”, “Какие психолого-педагогические теории положены в основу?” и т. п.

Похожие материалы

Информация о работе