Концептуальные аспекты технологий обучения математике, адекватных задачам образования ХХI века, страница 2

Деятельность учителя и учащихся в учебном процессе по существу задается системой учебных заданий, вопросов и способов их выполнения. Вопросы, обращенные к учащимся, тоже можно считать заданиями. Форма предъявления заданий, организация и форма их выполнения характеризуют методы и формы учебной деятельности учащихся, методы и формы работы учителя, деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала. Исходя из этих соображений три пункта в описании процессуальной части заменим одним. Это позволит деятельность учителя и деятельность учащихся рассматривать в единстве.

В результате содержание процессуальной части будет выглядеть следующим образом:

— общая организация учебного процесса;

— система учебных заданий и организация их выполнения;

— диагностика учебного процесса (диагностика результатов учебного процесса).

Представляемая нами концептуальная модель технологии математического образования выстроена в результате длительного теоретического и экспериментального исследования, многолетней практики подготовки учителей. В ходе исследования выявлены условия, объективные и субъективные трудности ее внедрения.

Содержание концептуальной основы образовательной технологии составляет описание ключевых характеристик образовательного процесса.

Понятие образования можно характеризовать узко и широко. В узком смысле термин образование используется тогда, когда говорят о предметном образовании как о получении определенной суммы узко-предметных знаний и умений. В широком смысле образование понимается как образование себя, образование Человека, как восхождение к духовности, к пониманию мира и себя, к строительству собственной жизни сообразно этому пониманию [7].

Понимание мира, понимание себя невозможно без познания. Познание является, должно быть центральным звеном образования.

Познание мира человеком происходит в разных формах и разными средствами в течение всей жизни. Результат познания — знание. Знание человека существует в разных видах и формах хранения и проявления. Знание может существовать в форме индивидуального хранения — в образах, ощущениях, в поведенческих реакциях, в форме понятий и словесных характеристик способов деятельности. Общественной формой хранения знания являются понятия, способы деятельности, описанные в соответствующих науках, в искусстве, религии. Наиболее яркая форма проявления индивидуального знания — поведение человека. Прямой формой выражения общественного знания являются тексты — письменные и устные, передаваемые из уст в уста. Косвенной формой — продукты материального производства, произведения искусства.

Понимание учащимися в той или иной форме ключевых положений теории познания, понимание сложности связей между действительностью, знанием о ней и формами выражения этого знания, понимание нетождественности действительности, знания о ней и форм выражения этого знания должно быть одним из результатов школьного образования, результатом изучения любого школьного предмета, в том числе и математики. Знание элементов теории познания позволяет посмотреть на предмет изучения со стороны, позволяет понять как устроено соответствующее, например, математическое знание, какими средствами оно выражено. Причем, для изучения математики это особенно важно. Ведь математика — это, по существу, язык. Но изучение любого языка предполагает выявление связей знака, означаемого и означающего.

Проведенные выше рассуждения обосновывают необходимость включения методологических вопросов в содержание обучения, а требование владеть такими знаниями — в цели обучения. (“Методология математики в самом общем понимании — это знание о знаниях ... это учение о причинах объективности математического знания ... о логико-математических языках...”[8, с. 7 – 8]) Такие же выводы мы находим в работах ведущих исследователей проблем развития математического образования [9], в исследованиях проблем развивающего обучения математике. [10]

Образовательные технологии грядущего века должны обеспечивать реализацию в учебном процессе образования в обоих смыслах, однако первое должно быть лишь следствием и средством второго. Задается соответствующая направленность целями образовательного процесса, ставящимися и реально достигаемыми. Поясним сказанное на примере целей изучения темы “Площадь многоугольника” в курсе математики.

Изучение учебного материала, в частности, изучение материала рассматриваемой темы может быть направляемо целями “Обеспечить знание учащимися содержания темы. Обеспечить знание способов решения задач данного вида.” (“Обеспечить знание формул площадей основных видов многоугольников. Научить использовать эти формулы при решении задач”.) Если более широкие цели не ставятся, то наиболее естественный путь изучения темы — организация знакомства учащихся с формулами на основе применения мнемонических приемов. При этом могут достигаться весьма высокие результаты в знании формул. Однако, если изучение темы будет направляться целями, задающими “образование человека”, становление человеческого в человеке, целями “формирования у учащихся способности ставить вопросы о мире и искать ответы на них” [11; с. 5], целями понимания мира и себя, то неизбежен выход на более глубинные смыслы изучаемого материала, на методологические вопросы, на вопросы причин “изобретения” этих формул, на общий способ решения проблемы определения результатов измерения площади с помощью измерения длины. Понимая, что любое знание возникает как ответ на вопрос, вызванный проблемами и трудностями в удовлетворении человеческих потребностей разного уровня — материальных, духовных, социальных, к формулам площадей многоугольников можно подойти с вопросами: “Какие проблемы, какие препятствия к удовлетворению каких потребностей привели людей к изобретению формул площадей многоугольников? Могу ли я понять этих людей?” Создание условий для возникновения у учащихся таких вопросов означает создание условий для ориентации предметного обучения на образование учащихся в широком культурном и образовательном смысле.

В представляемой модели технологии в качестве основных системообразующих целей обучения тому или иному учебному предмету, в частности, обучения математике признаются цели познания и понимания мира и себя [11], цели научения “умению жить вместе”, “умению жить счастливо”, ”умению работать”, умению получать и перерабатывать информацию” (ЮНЕСКО).

Цели обучения могут формулироваться как ответы на разные по характеру группы вопросов.

—  Для чего учить (изучать)? Зачем учить (изучать)?

 (“Учить для того, чтобы ребенок научился получать и перерабатывать информацию.”, “Изучать уравнения для того, чтобы выпускники начальной школы успешно учились в средних классах школы.”, “Учить для того, чтобы учащиеся имели возможность понять себя, понять других.” и т. д.)