пересмотреть и методы испытаний. В рамках выполнения программы по со-^Лленствованию системы стандарти-Зсщии, в соответствии с мировыми требованиями, в Казахстане разработаны национальные стандарты, гармонизированные с европейскими стандартами.
Правда, ограничение сроков выполнения работ по гармонизации стандартов не позволили выполнить ряд научно-исследовательских работ по обоснованию отдельных изменений. Поэтому основой для гармонизации послужил большой объем испытаний битумов при реализации международных проектов, когда одновременно с испытаниями по стандартам AASHTO и DIN выполнялись испытания по ГОСТ с ц§гтью сопоставления результатов. ./ В 2003-2005 годах было гармонизировано 12 стандартов, касающихся битумов и методов их испытаний. Поданным испытаний российских битумов, ониха-
еризуются значительной неоднород-ью: колебания основных показателей в пределах марки даже для одного производителя достигают 17% для температуры размягчения, 30 % - для температуры хрупкости. Поэтому предложение о необходимости сужения пределов пенетрации поддерживаем, а в случае принятия такого решения в Межгосударственном стандарте готовы внести соответствующие изменения в национальный стандарт.
Результаты многочисленных испытаний битумов позволили повысить требования к низкотемпературным свойствам битумов, снизив на 3-4 °С требования к температуре хрупкости. В стандарт введены такие показатели <ак динамические и кинематические вязкости, растворимость, устойчивость к старению, оцениваемая не только по изменению температуры размягчения, но и по изменению массы после прогрева и пенетрации в печи под воздействием температуры и воздуха в соответствии с EN 12607.3 и
BS EN 12591-2000, одновременное воздействие прогрева и воздуха более реально отражает условия работы битума.
Одновременное включение старых и новых показателей с использованием прежних и новых методов испытаний обусловлено необходимостью учесть материальную базу дорожных лабораторий и стремлением накопить данные по показателям, гармонизированным с европейскими стандартами, в процессе практической деятельности. В технических требованиях количественные показатели пока приняты соответствующими стандарту BS EN. Опыт испытания битумов (преимущественно российского производства) при осуществлении международных проектов по реабилитации дорог показал, что эти битумы удовлетворяют новым требованиям. Одновременно с техническими условиями СТ РК1373-2005 разработаны гармонизированные с зарубежными стандарты на методы испытаний, в т.ч. на определение вновь включенных показателей.
ТРИЗАДАЧИ
Необходимость разработки межгосударственного стандарта, содержащего технические требования к битумам, очевидна. И первой задачей является обоснование перечня нормируемых показателей. Специалисты должны обсудить этот вопрос и принять решение о необходимости включения:
-динамической и кинематической вязкостей, которые характеризуют поведение битума при приготовлении асфальтобетонной смеси, ее укладке и эксплуатации в покрытии и включены в европейские и американские стандарты;
-
-растяжимости при 25 °С .Опыт испытаний указывает на то, что битумы, обладающие растяжимостью при 25 "С, превышающей требуемую, не всегда удовлетворяют требованиям при 0 "С, и попытка найти зависимость между значениями растяжимости при 25 °С и 0 °С для большого числа проб битума показала, что такой зависимости нет;
-обоснованных показателей устойчивости к старению. Сегодня в проекте ГОСТ Р ~ изменение температуры размягчения, в стандарте EN - потеря массы и изменение пенетрации. Необходимо обсудить вопрос о температурной хрупкости. Мы считаем более низкую температуру хрупкости преимуществом окисленных битумов перед остаточными. По температуре хрупкости предлагаем подбирать битум с учетом условий эксплуатации. Но если в процессе старения у некоторых битумов происходит существенное изменение температуры хрупкости, применение, таких битумов лишает смысла использование ее в качестве критерия для учета климатических условий. Необходимо выполнить определенный объем испытаний с целью установления характера изменения температуры хрупкости в процессе старения и необходимости считаться с ним;
- содержания парафина, поскольку имеется опыт производства битума из высокопарафинистых нефтей и интенсивного- шелушения асфальтобетона на-основе этого битума;
- сцепления с каменным материалом. На наш взгляд, достаточно наличие этого требования в стандартах на асфаль-тобетонныеиоргано-минеральныесмеси.
Третьей задачей является совершенствование методов испытаний. В этой части стандарты необходимо приблизить к международным, насколько это возможно, гармонизировать с европейскими стандартами.
Говоря о требованиях и методах испытания битумов и особенно полимер-битумных вяжущих, нельзя не остановиться на системе «Суперпейв», которая разработана так, что она применима к различным органическим вяжущим. Самое главное, что все требования привязаны к конкретным максимальным и минимальным температурам района эксплуатации, в то время, как требования наших стандартов к условным усредненным температурам часто существенно отличающимся от фактических расчетных температур. Необходимо изучить и использовать их не на уровне контроля качества, а в процессе исследований, обоснования преимуществ новых материалов, подбора битумов и составов асфальтобетона.
Решение этих задач требует координации усилий исследователей-дорожников и нефтепереработчиков, оно позволит улучшить качество битума в целом, даст возможность выбирать его с учетом климатических условий эксплуатации, повысить качество и долговечность асфальтобетонных покрытий.
Список используемой литературы
1. Журнал «Дороги России 21 века»
2. Журнал «Дороги содружества»
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.