Битумы первого типа содержат более 25% (по массе) асфальтенов и менее 24% смол. Битумы второго типа содержат до 18% асфальтенов и более 36% смол. Битумы, занимающие по групповому химическому составу промежучное положение (среднее содержание асфальтенов-21-23%, смол - 30_34%), так называемые битумы третьего типа, характеризуются структурой, включающей элементы обеих вышеназванных структур, и обладают свойствами, необходимыми для применения в качестве вяжущего в дорожно-строительных матери-алах. Эти битумы, хотя и не имеют высоких показателей отдельных реологических свойств битумов первого и второго типов, новто же время не характеризуются и их ярко выраженными недостатками.
Из приведенных в таблице данных видно, что|гю групповому химическому составу исследованные битумы относятся к третьему структурному типу золь-гель и могут быть использованы в качестве вяжущего в дорожной отрасли.
Индекс коллоидной устойчивости определяется следующим соотношением:
lcs= ароматика + смолы / ас-фальтены + насыщенные
Этот показатель используют для структурной характеристики битумов и называют также показателем дисперсности битума (D). При большом содержании асфальтенов и насыщенных углеводородов показатель дисперсности уменьшается, и асфальтены плохо диспергируются, коллоидная система становится более неустойчивой. Показано, что битумы производства ПО «Нафтан» являются более устойчивыми дисперсными системами и менее склонны к процессам термоокислительного старения, что обусловливает долговечность такого композиционного материала как асфальтобетон.
Использование разработанного метода определения компонентного состава битумов позволит количественно оценить дисперсную устойчивость битумов и обоснованно рекомендовать битумы, в зависимости от их химического состава, для различных дорожных технологий с учетом их коллоидной структуры и физико-химических свойств.
С этим тезисом согласен и выступающий от имени нефтепереработчиков, зав отделом битумов ГУП ИНХП Юрий Ку-тьин, хотя с рядом других тезисов дорожников он не согласен. Международный стандарт, по его мнению, должен быть принципиально новым, хотя бы потому, что технологии переработки нефти не стоят на месте. Есть основная цель - повысить качество битумов, есть опыт и некоторые механизмы для реализации этой цели. А еще Юрий Анатольевич в лице заместителя Председателя рабочей группы АНН «Битумные материалы» изам ПредседателяТК138, был уполномочен заявить, что нефтепереработчики готовы участвовать в работах по новому стандарту, продолжать разработки новых технологий производства битумов для дорожной отрасли.
В выступлении зав кафедрой Харьковского университета Виктора Зо-ротарева, известного автора статей о дорожных материалах, было много аналитических сравнений. На Западе битум - высокодоходная продукция, поэтому в ней заняты специалисты высокого уровня, которых нам явно не хватает. И хотя тому же Харьковскому университету, имеющему славную историю, есть кем и чем гордиться, молодых талантливых ученых в этой области немного. А они нужны, в том числе для предстоящей работы над новым стандартом.
- В 2001 году в Украине появился национальный стандарт на битумы, который не хуже других, - уверен ученый, - главное в нем - показатели сцепления. Для улучшения этого показателя в битумах предстоит серьезная работа, которая помимо энтузиазма требует и солидных средств. Надо определиться и с другими важными
•опросами, в том числе организацион-ыми. Например, кто будет утверждать документ, какую силу он будет иметь? Еше важно, чтобы в оаботе над стан-
дартом принимали участие нефтяники.
Об особенностях белорусских стандартов на битумы подробно рассказал специалист Белдорцентра Николай Радьков. В частности, он отметил тенденцию к широкому взаимодействию исследователей битума и подрядчиков с нефтепереработчиками. Благодаря этому дорожники имеют возможность заказать у заводчан именно те битумы, которые им нужны для конкретного дорожного объекта.
Белорусские ученые и специалисты накопили большой опыт эффективного использования битумов и полимерно-битумных вяжущих в различных климатических условиях. Он будет максимально использован в работе над новым межгосударственным стандартом.
Оживление в зале вызвало удивительно меткое высказывание руководителя известной фирмы Secmair Пьера Шамбара:
БИТУМ + ЩЕБЕНЬ = ЛЮБОВЬ?
На самом деле это далеко не так, но господин Шамбар и специалисты фирмы знают некоторые секреты, как можно добиться (ну, пусть нелюбви, а хотя бы согласия!) двух непримиримых участников процесса соединения в реальном дорожном производстве. Полное выступление руководителя фирмы мы опубликуем в ближайших номерах журнала, здесь упомянем лишь об одном «секрете».
- Битумные эмульсии, - по мнению Пьера Шамбара, - вызвали к жизни целый ряд новых технологий, в том числе направленных на борьбу с одной из главных бед - трещинообразованием. Специалисты фирмы добавили в эмульсии стекловолокно, подготовленное определенным образом, и получили дорожное покрытие стойкое к про-
цессу трещинообразования. Эта технология прошла проверку в Канаде и может быть с успехом использована в странах СНГ.
Основная задача дня для дорожников, по мнению руководителя фирмы, использование современных технологий, позволяющих сохранять лучшие качества битума на всей цепочке производства дорожного покрытия и в различных клима-тическиХ'условиях. Об этих условиях и связанных с ними проблемах подробно говорил замдиректора Центра научного прогнозирования, информации и вычисления Азербайджана Бахарчинов Иса Гатам оглы
В республике 11 климатических зон, это затрудняет подбор оптимальных составов асфальтобетонов, тем более, что в исходном материале много парафинов. Специалисты Азербайджана работают над тем, чтобы исправить этот недостаток, повысить качество битума. У них есть оп-ределенный опыт, и он будет использован в предстоящей совместной работе над новым международным стандартом стран Содружества.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.