Вариант 2
(Используется сочетание индивидуальной и коллективной формы организации работы учащихся.)
- Какую из схем вы выбрали бы для этой задачи? Почему?
- Почему в 18 ящиках на 32 кг винограда больше, чем в 14 ящиках?
Найдите среди записей на доске те выражения, которые, если исходя из условия задачи имеют определенный смысл и те, которые его не имеют:
32:18 32:14 18-14 |
32 -18 32 • 14 18+ 14 |
32 • (18-14) 32 : (18— 14) |
Какие выражения можно стереть с доски? Почему?
- Что обозначает каждое из оставшихся на доске выражений?
- Можно ли сказать, что выражение 32 : (18 - 14) - решение задачи? Почему?
- Что надо сделать? Почему?
- Сколько же надо выполнить всего действий, чтобы найти ответ на вопрос задачи?
- Какое из них определить труднее всего? Почему?
- Как вы думаете, сумеете ли вы самостоятельно определить, каким будет второе действие, если вам попадется похожая задача?
- Давайте проверим (учитель предлагает текст аналогичной задачи).
Вариант 3
(Используется сочетание коллективной и групповой формы организации работы учащихся.)
- Сравните краткие записи задачи:
Масса винограда в 1-м ящике |
Кол-во ящиков |
Общая масса винограда |
одинаков. |
14 ящ. |
? |
одинаков. |
18 ящ. |
?, на 32 кг б. |
Масса винограда в 1-м ящике |
Кол-во ящиков |
Общая масса винограда |
? |
14 ящ. |
? |
18 ящ. |
? |
|
? |
32 кг |
- Почему можно утверждать, что обе краткие записи верно отражают данную задачу?
- В какой из таблиц яснее виден план действий? Почему? Какой?
- Давайте испытаем свойство таблицы с тремя строчками указывать план действий на других задачах. Например, на таких: «На одной грузовой автомашине работали 60 ч, а на другой 54 ч. При одинаковой норме расхода бензина в час на первой машине израсходовали бензина на 72 л больше, чем на второй. Сколько литров бензина израсходовали на каждой машине?»
«Для ремонта дороги надо доставить 900 т гравия. Если перевозить его на меньшем самосвале, то придется сделать 12 рейсов, если на новом мощном самосвале, то 6 рейсов. На перевозку груза были направлены обе машины. За сколько рейсов они выполнят эту работу?»[2]
Тексты задач написаны на доске. Учащиеся объединяются в группы по 3-4 человека и обсуждают вопросы, записанные учителем на доске:
1. Как озаглавить колонки таблицы в каждом отдельном случае? Как заполнить строки и колонки таблицы для первой задачи? Для второй?
2. Виден ли план действий в каждой из кратких записей? Если да, то какой? Будете ли вы пользоваться такой таблицей в дальнейшем? Почему?
В итоге выслушиваются и оцениваются мнения отдельных групп.
Названные в данном примере учебные цели достигаются разными путями. В одном случае - это противопоставление разных по форме, но одинаковых по содержанию текстов, в другом - выбор чертежа, выражения, а также подбор вопроса к условию; в третьем - выбор более удобной формы таблицы для краткой записи задачи и испытание ее эффективности.
Завершая разговор о том, как можно, организуя проблемные ситуации, ставить перед учащимися актуальные для них учебные задачи, следует заметить, что некоторые учителя отвергают эвристические методы организации обучения, потому что считают, что задания, содержащие проблемные вопросы, слишком трудны для большинства учащихся и доступны лишь так называемым «продвинутым» ученикам (в данном случае они имеют в виду разные уровни развития учащихся). Но кто же, как не это большинство учащихся, нуждается в том, чтобы учитель усилил развивающую функцию обучения, что без использования методов, стимулирующих развитие, сделать невозможно. Однако сомнения относительно использования в своей практике методов проблемного обучения не беспричинны. Эти сомнения есть проявления проблемной ситуации, переживаемой этим учителем. Последняя возникла на основе противоречия между желаемым и действительным: с одной стороны, учитель хочет посредством методов проблемного обучения создать благоприятные условия для качественного усвоения его учениками знаний и стимулировать процесс их развития, но, с другой стороны, попытки это реализовать в своей практике обучения не вызывают нужного отклика у учащихся. В этом смысле поучительна следующая история.
На одном из заседаний методического объединения учителей школы было решено побывать друг у друга на уроках и посмотреть, как коллеги решают в своей практике проблему развития учащихся в процессе обучения математике. Один из учителей этого коллектива, сомневаясь в своих возможностях, решил воспользоваться рекомендациями одной из книг, автор которой утверждал, что данные в ней разработки способны помочь учителю организовать проблемное обучение. Учитель решил в точности выполнить все предписания, но когда он попытался это сделать, то столкнулся с тем, что дети не понимали его вопросов; давали не те ответы, которых он ожидал; говорили, что не знают, как выполнять предложенное им задание, потому что раньше такое задание не выполняли. Лишь два ученика быстро включались в работу, рассуждали, спорили, испытывали радость и удовлетворение от найденного ответа. В процессе обсуждения урока коллеги, наблюдавшие за его ходом, заключили, что урок, собственно, был организован только для двоих учеников класса.
В чем же дело? Как же быть?
Не следует сразу отказываться, нужно поискать причины данного явления. Их может быть несколько, но одна из главных, как правило, - неумение учителя определить степень трудности для создаваемой им проблемной ситуации. Обратившись за советом к психологам, мы узнаем, что показателем трудности проблемной ситуации является не просто степень новизны усваиваемых знаний, а та степень обобщения, которую должен и может самостоятельно достичь ученик при выполнении задания. Вот почему, прежде чем ставить перед учащимися учебные задачи, необходимо изучить возможности своих учащихся и прежде всего их способности к обобщению и подбирать задания, соответствующие их возможностям и проблемам, которые для них являются насущными.
[1] В описанном здесь фрагменте урока используется методический прием, автором которого является доктор педагогических наук, профессор Н. Б. Истомина.
[2] Задачи взяты из учебника математики М. И. Моро и др.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.