Учитель предлагает задание:
«Учащиеся решали задачу: «Наташа сделала 56 прыжков через веревочку, это в 2 раза больше прыжков, чем сделала Катя. Сколько прыжков сделала Катя?» Одни ученики решили задачу так: 56 : 2, а другие - так: 56 • 2. Кто же прав? И почему?»
Мнения учащихся расходятся. Тогда учитель просит найти такое объяснение, чтобы те, кто придерживается другого мнения, сразу поняли, почему они были не правы.
«Переубедить другого - это трудно, - продолжает учитель, - поэтому советую вам с одним и тем же мнением объединиться в группы по два-три человека и обсудить, как они будут переубеждать несогласных с ними». После небольшой паузы все начинают обсуждать, а через некоторое время представляют свои аргументы. Сначала те, кто считал, что задача решается умножением, а затем те, кто выбрал действие деление.
Организовать обсуждение противоречивых мнений можно и с помощью, например, такого задания:
«Коля решал задачу: «Мамин шаг имеет длину 50 см, что на 36 см больше, чем шаг ее малыша. Какой длины шаг малыша?» Особое внимание Коля обратил на слова на 36 см больше. Раз больше, то надо числа сложить, - подумал он и написал: 50 + 36 = 86 (см). Но, когда мальчик стал писать ответ задачи, то засомневался: что-то в задаче не так? Ведь у малыша шаг должен быть меньше, а получилось, что его шаг имеет длину 86 см, а мамы - 50 см? Наверно, в книге опечатка?»
«А как вы думаете, ребята?» - спросил учитель.
Пример 3
Учащимся постоянно приходится переживать проблему, порождаемую противоречием между знанием и умением его использовать при решении задач. В этом отношении иллюстративен случай, когда, например, дети уже знают, что такое чертеж, умеют его «читать» и даже самостоятельно строить чертеж к задаче, но не делают даже попыток воспользоваться такой моделью задачи, если привыкли применять, скажем, краткую запись задачи. В этом случае можно воспользоваться приемом противопоставления использования разных знаний и умений в условиях решения одной и той же задачи, с тем чтобы научить учащихся пользоваться чертежом для поиска других способов решения задачи. Как это можно сделать?
Учитель предлагает учащимся составить краткую запись задачи и самостоятельно решить ее: «Брат с сестрой собирали малину. Брат набрал 4 кг ягод, а сестра - в 3 раза больше. Сколько килограммов ягод собрали ребята?» Один из учеников выполняет задание на индивидуальной доске. По окончании самостоятельной работы проводится проверка с помощью сопоставления результатов работающего ученика на доске и других учащихся класса. Оказывается, что все с тем или иным успехом выполнили задание так:
Брат - 4 кг
Сестра - в 3 раза больше, чем
4 + 4*3= 16 (кг)
Тогда учитель сообщает, что, готовясь к уроку, он начал решение задачи не с краткой записи, а с составления схематического чертежа, и вот что у него получилось:
«Угадайте, из каких соображений я исходил, строя этот чертеж?» - спрашивает учитель. Когда учащиеся расшифровывают, что показывают отдельные элементы этой модели задачи, учитель задает еще один вопрос: «Как вы думаете, на какой ход мысли натолкнул меня этот чертеж?» На нахождение ответа. Его можно найти так: 4 • 4 = 16 (кг)», - ответили учащиеся. «Как же можно открыть другой способ решения задачи?» - задает учитель последний вопрос.
Пример 4
Приверженец авторитарных позиций в обучении младших школьников часто вынужден выполнять функции контролера, инспектора и т.п., поэтому ошибки учащихся, как правило, вызывают у него досаду. Учитель же, опирающийся на установки психологической теории об учебной деятельности, особо внимателен к ошибкам своих учеников, так как они имеют для него принципиальное значение. Во-первых, потому, что обнажают те проблемы, которые испытывают его учащиеся в процессе усвоения того или иного предметного содержания. Во-вторых, потому, что в процессе анализа своих ошибок, как отмечают психологи и подтверждает практика, учащиеся лучше усваивают новые знания. Короче говоря, такой учитель постоянно занимается исследованием ошибок учащихся и использует результаты этой работы для постановки учебных задач перед ними.
Например, при решении задач на нахождение числа по двум разностям учитель часто наблюдает, как его ученики испытывают трудность в определении второго действия. Эта проблема может основываться:
- на противоречии между содержанием условия задачи и формой его отражения в тексте;
- на противоречии между знанием способа действия и его применением в новых условиях;
- на противоречии между уровнями владения умением находить наиболее удачные вспомогательные модели задачи и др.
Для примера остановимся на этих выделенных нами противоречиях и сформулируем цели, которые могут быть поставлены соответственно каждому из них:
- познакомить с приемом перефразирования как способом раскрытия отношения между данными и искомым;
- научить пользоваться умением решать задачи «на приведение к единице» в условиях решения задач «на нахождение неизвестного по двум разностям»;
- познакомить с новой формой таблицы для составления краткой записи задачи как способом нахождения плана действий.
Чтобы показать, как меняются методические решения в зависимости от выделенного противоречия и поставленной цели, опишем три соответствующих варианта работы с одним и тем же текстом задачи: «Магазин продал в первый день 14 ящиков винограда, а во второй день 18 таких же ящиков. Во второй день было продано на 32 кг винограда больше, чем в первый. Сколько килограммов винограда было продано в первый день и сколько во второй?»
Вариант 1
(Учащиеся объединены в группы по три-четыре человека.)
- Чем отличаются тексты?
В первый день продали на 4 ящика винограда меньше, чем во второй. Во второй день было продано на 32 кг винограда больше, чем в первый. |
В 4 ящиках 32 кг винограда. |
- Почему, несмотря на эти отличия, можно утверждать, что в этих текстах заключен один и тот же смысл? (В случае, если дети сами не заговорят о связи данных величин с массой винограда в одном ящике, то может быть предложено следующее задание: «Преобразуйте эти тексты в тексты задач. Что говорит в пользу утверждения, что в этих разных текстах представлено условие одной и той же задачи?»)
- Сравните с этими текстами текст задачи из учебника и, пользуясь результатами этого сравнения, решите ее.
- Давайте обсудим ваше решение.
- В какой момент решения задачи вам понадобилось изменить формулировку некоторой части текста задачи? Как? Что это вам дало? Может ли вам пригодиться этот прием в дальнейшем? Когда?
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.