входы для покупателей и персонала должны быть обязательно раздельными. Размещение входа для покупателей зависит от метода продажи.
Проектируемое предприятие является магазином самообслуживания, поэтому будет иметь комбинированный вход-выход, ведущий не прямо в торговый зал, а в холл. Входных дверей будет две, обе распашного типа, с высотой 2,1 м и шириной 1,1 м.
На ряду с наружными ступенями перед входом в магазин будет предусмотрен пандус, для перемещения в инвалидных колясках, полезный также при пользовании детскими колясками и сумками на колесиках.
Так как наш магазин находится в районе с длительным холодным периодом и сильными ветрами, входную зону покупателей оборудуем тамбуром с воздушно-тепловой завесой, для защиты от доступа холодного воздуха.
На основе вышеуказанных данных в приложении А представлен генеральный план магазина «ЭкоФуд», спроектированный с учетом местоположения стоянки для парковки машин, хозяйственной зоны, зоны отдыха, пешеходной зоны и других площадок, предусмотренных СНиП.
2 Состав помещений магазина, расчет их площади
Магазин должен располагать комплексом помещений, необходимых для рационального функционирования торгово-технологического процесса. Состав и размеры помещений зависят от типа магазина и его общей площади. Общая площадь магазина по функциональному назначению делится на следующие части и группы помещений:
- торговые помещения (торговые, демонстрационные и выставочные залы);
- неторговые помещения (помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже, подсобные помещения, административно- бытовые помещения).
Торговые помещения занимают важнейшее место в общей совокупности помещений магазина. К ним относят торговые залы, помещения приема и выдачи заказов, зал кафетерия, зал демонстрации новых товаров, помещения (зоны) для оказания дополнительных услуг покупателям. Площади, формы и пропорции торговых помещений в значительной степени обуславливают уровень обслуживания покупателей, оказывают влияние на построение торгово-технологического процесса в магазине, на экономические показатели его работы.
К помещениям для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже относят приемочные, разгрузочные, кладовые для хранения товаров, охлаждаемые камеры для хранения скоропортящихся продуктов, помещения для подготовки товаров к продаже, фасовочные, комплектовочные и экспедиции отдела заказов.
Подсобные помещения включают помещения для хранения тары и контейнеров, экспедиции по доставке товаров на дом, мастерские по ремонту оборудования и инвентаря, рекламно-оформительские мастерские, помещения для приема посуды, моечные.
К административно-бытовым помещениям относят конторские помещения, кабинет директора магазина, помещения для размещения столовой или буфета для персонала магазина, комнаты отдыха, главную кассу, здравпункт, гардеробные, душевые и т.п.
Состав и размеры неторговых помещений определяются типом предприятий особенностями физико-химических свойств товаров, характером торгово-технологического процесса магазина и предусматриваются строительными нормами.
Общую формулу расчета величины нормируемых площадей представим в следующем виде:
Si = ST * a / 10, (1)
где, Si – площадь неторгового помещения, м2;
ST – площадь торгового зала, м2;
a – норматив площади неторгового помещения на 10 м2.
Согласно ВСН 54-87, для магазина «ЭкоФуд» нормативные показатели и расчетные величины приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Расчет нормируемой площади неторговых помещений «ЭкоФуд»
| Группы помещений | Норматив площади неторгового помещения на 10 м2 | При величине торговой площади 250 м 2 | 
| Приема, хранения и подготовки товаров к продаже | 4,8 | 250*4,8/10=120 | 
| Подсобные | 2,16 | 250*2,16/10=54 | 
| Административно-бытовые | 1,5 | 250*1,5/10=45 | 
| Итого | - | 219 | 
В настоящее время наметилась тенденция на сокращение неторговых площадей. Оптимальным соотношением считается следующие: 70 % - торговые площади, 30 % - неторговые. Следовательно, целесообразно сократить площадь неторговых помещений в два раза.
Для расчета скорректированной площади неторговых помещений воспользуемся формулой:
Si к. = Si / 2, (2)
где, Si к. - Скорректированная площадь неторговых помещений, м2.
Корректировка площади неторговых помещений предприятия рассчитана в таблице 2.
Таблица 2 – Скорректированная площадь неторговых помещений
| Группы помещений | Состав неторговых помещений | Площадь помещения, м² | 
| Помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже | Разгрузочная; Приемочная; Фасовочная; Помещение для подготовки товара к продаже. | 
 | 
| Подсобные помещения | Помещение для хранения упаковочных материалов; Охлаждаемые камеры | 
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.