основе вышеуказанных данных в приложении А представлен генеральный план магазина «Семейный», спроектированный с учетом местоположения стоянки для парковки машин, хозяйственной зоны, зоны отдыха, пешеходной зоны и других площадок, предусмотренных СНиП. Также составлен эскиз-перспектива архитектурно-дизайнерского решения экстерьера проектируемого магазина, представленный в приложении Б.
2 Состав помещений магазина, расчет их площади
Важным моментом при открытии торгового предприятия является его внутренняя планировка. Общая площадь магазина по функциональному назначению делится на следующие части и группы помещений:
- торговые помещения (торговые, демонстрационные и выставочные залы);
- неторговые помещения (помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже, подсобные помещения, административно- бытовые помещения).
Основным, торговым помещением является торговый зал, который, как правило, занимает большую долю в общей площади магазина. Он служит для размещения рабочего и выставочного запаса товаров, здесь производится отбор товаров покупателями, осуществляются расчетные операции за отобранные товары, оказываются различные дополнительные услуги покупателям.
В торговом зале организованы рабочие места продавцов, кассиров, продавцов-консультантов, кассиров-контролеров и других работников магазина. Поэтому устройство и планировка торгового зала должны отвечать требованиям рациональной организации совершаемых здесь операций. Важнейшими из этих требований являются: свободное движение покупательского потока; обеспечение кратчайших путей движения товаров из зон хранения и подготовки товаров к продаже к местам их выкладки и размещения; создание условий хорошей просматриваемости и удобств, для ориентации покупателей.
Объектом исследования в данной работе является магазин товаров повседневного спроса с торговой площадью 120 м² и традиционным методом обслуживания. Здание магазина – встроенное. Исходя из размера площади магазина, форма торгового зала будет являться прямоугольник, приближающийся к квадрату с размером сторон 10 и 12 метров соответственно.
Состав и размеры неторговых помещений определяются типом предприятий особенностями физико-химических свойств товаров, характером торгово-технологического процесса магазина и предусматриваются строительными нормами.
Для определения нормируемой площади неторговых помещений требуется примерные контрольные расчетные показатели нормируемой площади непродовольственных магазинов, информация, о которых предоставлена в таблице 1.
Таблица 1 – Удельный показатель нормируемой площади неторговых помещений проектируемого розничного предприятия «Семейный»
Группы помещений |
Магазины в сельских населенных пунктах "Продукты", "Сельхозпродукты", "Товары повседневного спроса", "Универсам" |
|
на 10 м 2 ТП, при величине предприятия 100 м 2 |
на каждые 10 м 2 ТП свыше или менее 100 м 2 |
|
Приема, хранения и подготовки товаров к продаже |
6,9 |
± 4,2 |
Подсобные |
2,3 |
± 1,1 |
Административно-бытовые |
1,6 |
± 0,8 |
Итого |
10,8 |
± 6,1 |
Имея выше указанные данные в таблице 1 можно определить величину нормируемой площади неторговых помещений при помощи формулы 1:
Si= , (1)
где Si –площадь неторгового помещения, м²;
Sт – площадь торгового зала, м²;
a – норматив площади неторгового помещения на 10 м².
Данные представленные в таблице 2.
Таблица 2 – Расчет нормируемой площади неторговых помещений проектируемого розничного предприятия «Семейный»
Группы помещений м² |
При базовой величине ТП 250 м² |
При базовой величине ТП 120 м² |
Помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже |
||
Подсобные помещения |
||
Административно- бытовые помещения |
||
Итого |
270 |
193,7 |
При проектировании помещений для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже учитывают системы товароснабжения, плановые размеры товарных запасов, физико-химические свойства товаров. В настоящее время наметилась тенденция на сокращение неторговых площадей. Оптимальным соотношением считается следующие: 70% - торговые площади, 30 % - неторговые. Следовательно, целесообразно сократить площадь неторговых помещений в два раза. Корректировка площади неторговых помещений предприятия рассчитана в таблице 3.
Таблица 3 – Скорректированная площадь неторговых помещений
Группы помещений |
Площадь помещения, м² |
Помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже |
|
Подсобные помещения |
|
Административно- бытовые помещения |
|
Итого |
96,85 |
Исходя из расчетов площадь неторговых помещений в магазине «Семейный» составила 96,85 м², площадь торгового зала 120 м² соответственно. Помещение магазина делиться на торговое и неторговое помещение. Площадь неторгового помещения в свою очередь делиться
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.