Теория познания. Решение второй стороны основного вопроса философии. Агностицизм, скептицизм. Истина, абсолютная, относительная. Конкретная истина

Страницы работы

Содержание работы

Теория познания.

1.  Решение   второй  стороны   основного   вопроса  философии.   Агностицизм, скептицизм.

2.  Теория познания как теория отражения. Ощущение как субъективный образ объективного мира.

-  Три гносеологических вывода В.И. Ленина.

-  Проблема "субъект-объект", активность субъекта.

-  Постановка   проблемы,   создание   гипотезы,   экспериментальная   проверка гипотезы.

-  Творческая активность субъекта, научное предвидение, прогноз.

-  Образ и знак, информация, знание, язык.

3.  Истина, абсолютная, относительная. Конкретная истина.

4.  Практика - основа, цель познания, критерий истинности знаний.

5.  Диалектический путь познания. Эмпиризм и рационализм в познании.

1.Каждый человек что-нибудь знает и умеет делать. И может, следовательно, сказать, например:

-  Я знаю, как выточить деталь на токарном станке.

-  Я знаю, почему поднимается в воздух и летает самолёт.

-  Я знаю, что такое стресс, и как его избежать.

-  Я знаю, что такое бифштекс и умею его готовить.

Даже из этого краткого перечня знаний и умений видно, как разнообразны знания человека, каких различных предметов они касаются. Люди реализуют свои знания, но при этом чаще всего не задумываются над тем, что представляют из себя знания и как они возникают, тем более если работа спорится. А между тем, вопрос о природе знания, о познавательном процессе - это сугубо философский вопрос, да к тому же весьма сложный и важный для философии. Особенно в нашу эпоху, когда научные знания составляют фундамент научно-технического и социально-культурного прогресса. Проблема познания тайн природы - одна из самых древних проблем в философии. Человек, воздействуя на природу, рано обнаружил, что знания - великая сила, источник его могущества. Поэтому человечество давно поставило вопрос: "Что   значит знать? ". Гётевский Фауст, обращаясь к своему ученику, говорит:  "Что значит знать? Вот, друг мой, в чём вопрос.

На этот счет у нас не всё в порядке.

Немногих, проникавших в суть вещей и раскрывавших всем души скрижали, сжигали на кострах и распинали, как вам известно, с самых давних дней".

И всё же, не глядя на те жертвы, которые человечество положило на алтарь науки, оно по-прежнему пытается понять сущность познавательного процесса. Вопрос этот настолько важен для философии, что Энгельс рассматривал его как часть основного вопроса философии, его вторую сторону. Напомню, что это вопрос о соотношении материи и сознания, что первично, а что производно. А вторая сторона основного вопроса философии звучит так: познаваем ли мир в принципе? Отвечают на него по-разному. Большинство учёных и мыслителей согласны с Марксом, который говорил: "Человек - зеркало и эхо Вселенной, он способен познавать мир таким, каким он существует на самом деле". Но есть и другие взгляды на познаваемость мира. Ещё в древней Греции некоторые философы подвергали сомнению принципиальную возможность познавать окружающий мир. Их называли скептиками, а их взгляды на познаваемость мира скептицизмом. В 17 веке скептицизм был возрождён во Франции Анри Бейлем, а в 18 веке Кантом и Юмом, но теперь эта позиция называлась агностицизмом. Предпосылкой к появлению агностицизма стали преувеличение момента относительности наших знаний, а также несовершенство органов чувств человека.

Например: глаз отражает длину волны от 400 (ниже - ультрафиолетовые и рентгеновские лучи) до 740 миллимикрон (выше этого значения инфракрасные лучи и радиоволны).

Ухо - воспринимает звуковые волны частотой до 20 тысяч колебаний в секунду.

Обоняние и вкус - воспринимают сероводород, чувствуются миллионные доли стрихнина, но не все химические соединения влияют на органы чувств.

В наши дни, несмотря на достижения человека в области познания мира, агностицизм всё же продолжает существовать. Притом агностиками могут быть как идеалисты, так и материалисты. Те же идеалисты, которые не являются агностиками, проблему познания решают следующим образом. Они считают, что объект познания не существует без субъекта (сознания человека, бога), является продуктом его. В.И.Ленин по этому поводу писал: "Для идеалиста фактически дано ощущение, а внешний мир - это комплекс ощущений человека, субъекта. Для материалиста фактически дан внешний мир; наши ощущения являются образом этого мира".

Таким образом, можно сказать, что материализм не только положительно решает вопрос о познаваемости мира, но и кладёт в основу теории познания - теорию отражения. Важнейший принцип теории отражения - признание существования внешнего мира, не зависимо от человека. Отражение человеком окружающего мира происходит в форме воспроизведения в сознании в виде идеальных образов определённых предметов, их свойств и отношений. Таким образом, познание - это высшая форма отражения. Результатом этого процесса является создание идеальных образов, которые имеют сходство с предметом.

Информация о работе