Теория познания.
1. Решение второй стороны основного вопроса философии. Агностицизм, скептицизм.
2. Теория познания как теория отражения. Ощущение как субъективный образ объективного мира.
- Три гносеологических вывода В.И. Ленина.
- Проблема "субъект-объект", активность субъекта.
- Постановка проблемы, создание гипотезы, экспериментальная проверка гипотезы.
- Творческая активность субъекта, научное предвидение, прогноз.
- Образ и знак, информация, знание, язык.
3. Истина, абсолютная, относительная. Конкретная истина.
4. Практика - основа, цель познания, критерий истинности знаний.
5. Диалектический путь познания. Эмпиризм и рационализм в познании.
1.Каждый человек что-нибудь знает и умеет делать. И может, следовательно, сказать, например:
- Я знаю, как выточить деталь на токарном станке.
- Я знаю, почему поднимается в воздух и летает самолёт.
- Я знаю, что такое стресс, и как его избежать.
- Я знаю, что такое бифштекс и умею его готовить.
Даже из этого краткого перечня знаний и умений видно, как разнообразны знания человека, каких различных предметов они касаются. Люди реализуют свои знания, но при этом чаще всего не задумываются над тем, что представляют из себя знания и как они возникают, тем более если работа спорится. А между тем, вопрос о природе знания, о познавательном процессе - это сугубо философский вопрос, да к тому же весьма сложный и важный для философии. Особенно в нашу эпоху, когда научные знания составляют фундамент научно-технического и социально-культурного прогресса. Проблема познания тайн природы - одна из самых древних проблем в философии. Человек, воздействуя на природу, рано обнаружил, что знания - великая сила, источник его могущества. Поэтому человечество давно поставило вопрос: "Что значит знать? ". Гётевский Фауст, обращаясь к своему ученику, говорит: "Что значит знать? Вот, друг мой, в чём вопрос.
На этот счет у нас не всё в порядке.
Немногих, проникавших в суть вещей и раскрывавших всем души скрижали, сжигали на кострах и распинали, как вам известно, с самых давних дней".
И всё же, не глядя на те жертвы, которые человечество положило на алтарь науки, оно по-прежнему пытается понять сущность познавательного процесса. Вопрос этот настолько важен для философии, что Энгельс рассматривал его как часть основного вопроса философии, его вторую сторону. Напомню, что это вопрос о соотношении материи и сознания, что первично, а что производно. А вторая сторона основного вопроса философии звучит так: познаваем ли мир в принципе? Отвечают на него по-разному. Большинство учёных и мыслителей согласны с Марксом, который говорил: "Человек - зеркало и эхо Вселенной, он способен познавать мир таким, каким он существует на самом деле". Но есть и другие взгляды на познаваемость мира. Ещё в древней Греции некоторые философы подвергали сомнению принципиальную возможность познавать окружающий мир. Их называли скептиками, а их взгляды на познаваемость мира скептицизмом. В 17 веке скептицизм был возрождён во Франции Анри Бейлем, а в 18 веке Кантом и Юмом, но теперь эта позиция называлась агностицизмом. Предпосылкой к появлению агностицизма стали преувеличение момента относительности наших знаний, а также несовершенство органов чувств человека.
Например: глаз отражает длину волны от 400 (ниже - ультрафиолетовые и рентгеновские лучи) до 740 миллимикрон (выше этого значения инфракрасные лучи и радиоволны).
Ухо - воспринимает звуковые волны частотой до 20 тысяч колебаний в секунду.
Обоняние и вкус - воспринимают сероводород, чувствуются миллионные доли стрихнина, но не все химические соединения влияют на органы чувств.
В наши дни, несмотря на достижения человека в области познания мира, агностицизм всё же продолжает существовать. Притом агностиками могут быть как идеалисты, так и материалисты. Те же идеалисты, которые не являются агностиками, проблему познания решают следующим образом. Они считают, что объект познания не существует без субъекта (сознания человека, бога), является продуктом его. В.И.Ленин по этому поводу писал: "Для идеалиста фактически дано ощущение, а внешний мир - это комплекс ощущений человека, субъекта. Для материалиста фактически дан внешний мир; наши ощущения являются образом этого мира".
Таким образом, можно сказать, что материализм не только положительно решает вопрос о познаваемости мира, но и кладёт в основу теории познания - теорию отражения. Важнейший принцип теории отражения - признание существования внешнего мира, не зависимо от человека. Отражение человеком окружающего мира происходит в форме воспроизведения в сознании в виде идеальных образов определённых предметов, их свойств и отношений. Таким образом, познание - это высшая форма отражения. Результатом этого процесса является создание идеальных образов, которые имеют сходство с предметом.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.