Теория познания. Решение второй стороны основного вопроса философии. Агностицизм, скептицизм. Истина, абсолютная, относительная. Конкретная истина

Страницы работы

7 страниц (Word-файл)

Содержание работы

Теория познания.

1.  Решение   второй  стороны   основного   вопроса  философии.   Агностицизм, скептицизм.

2.  Теория познания как теория отражения. Ощущение как субъективный образ объективного мира.

-  Три гносеологических вывода В.И. Ленина.

-  Проблема "субъект-объект", активность субъекта.

-  Постановка   проблемы,   создание   гипотезы,   экспериментальная   проверка гипотезы.

-  Творческая активность субъекта, научное предвидение, прогноз.

-  Образ и знак, информация, знание, язык.

3.  Истина, абсолютная, относительная. Конкретная истина.

4.  Практика - основа, цель познания, критерий истинности знаний.

5.  Диалектический путь познания. Эмпиризм и рационализм в познании.

1.Каждый человек что-нибудь знает и умеет делать. И может, следовательно, сказать, например:

-  Я знаю, как выточить деталь на токарном станке.

-  Я знаю, почему поднимается в воздух и летает самолёт.

-  Я знаю, что такое стресс, и как его избежать.

-  Я знаю, что такое бифштекс и умею его готовить.

Даже из этого краткого перечня знаний и умений видно, как разнообразны знания человека, каких различных предметов они касаются. Люди реализуют свои знания, но при этом чаще всего не задумываются над тем, что представляют из себя знания и как они возникают, тем более если работа спорится. А между тем, вопрос о природе знания, о познавательном процессе - это сугубо философский вопрос, да к тому же весьма сложный и важный для философии. Особенно в нашу эпоху, когда научные знания составляют фундамент научно-технического и социально-культурного прогресса. Проблема познания тайн природы - одна из самых древних проблем в философии. Человек, воздействуя на природу, рано обнаружил, что знания - великая сила, источник его могущества. Поэтому человечество давно поставило вопрос: "Что   значит знать? ". Гётевский Фауст, обращаясь к своему ученику, говорит:  "Что значит знать? Вот, друг мой, в чём вопрос.

На этот счет у нас не всё в порядке.

Немногих, проникавших в суть вещей и раскрывавших всем души скрижали, сжигали на кострах и распинали, как вам известно, с самых давних дней".

И всё же, не глядя на те жертвы, которые человечество положило на алтарь науки, оно по-прежнему пытается понять сущность познавательного процесса. Вопрос этот настолько важен для философии, что Энгельс рассматривал его как часть основного вопроса философии, его вторую сторону. Напомню, что это вопрос о соотношении материи и сознания, что первично, а что производно. А вторая сторона основного вопроса философии звучит так: познаваем ли мир в принципе? Отвечают на него по-разному. Большинство учёных и мыслителей согласны с Марксом, который говорил: "Человек - зеркало и эхо Вселенной, он способен познавать мир таким, каким он существует на самом деле". Но есть и другие взгляды на познаваемость мира. Ещё в древней Греции некоторые философы подвергали сомнению принципиальную возможность познавать окружающий мир. Их называли скептиками, а их взгляды на познаваемость мира скептицизмом. В 17 веке скептицизм был возрождён во Франции Анри Бейлем, а в 18 веке Кантом и Юмом, но теперь эта позиция называлась агностицизмом. Предпосылкой к появлению агностицизма стали преувеличение момента относительности наших знаний, а также несовершенство органов чувств человека.

Например: глаз отражает длину волны от 400 (ниже - ультрафиолетовые и рентгеновские лучи) до 740 миллимикрон (выше этого значения инфракрасные лучи и радиоволны).

Ухо - воспринимает звуковые волны частотой до 20 тысяч колебаний в секунду.

Обоняние и вкус - воспринимают сероводород, чувствуются миллионные доли стрихнина, но не все химические соединения влияют на органы чувств.

В наши дни, несмотря на достижения человека в области познания мира, агностицизм всё же продолжает существовать. Притом агностиками могут быть как идеалисты, так и материалисты. Те же идеалисты, которые не являются агностиками, проблему познания решают следующим образом. Они считают, что объект познания не существует без субъекта (сознания человека, бога), является продуктом его. В.И.Ленин по этому поводу писал: "Для идеалиста фактически дано ощущение, а внешний мир - это комплекс ощущений человека, субъекта. Для материалиста фактически дан внешний мир; наши ощущения являются образом этого мира".

Таким образом, можно сказать, что материализм не только положительно решает вопрос о познаваемости мира, но и кладёт в основу теории познания - теорию отражения. Важнейший принцип теории отражения - признание существования внешнего мира, не зависимо от человека. Отражение человеком окружающего мира происходит в форме воспроизведения в сознании в виде идеальных образов определённых предметов, их свойств и отношений. Таким образом, познание - это высшая форма отражения. Результатом этого процесса является создание идеальных образов, которые имеют сходство с предметом.

Информация о работе