Теория познания. Решение второй стороны основного вопроса философии. Агностицизм, скептицизм. Истина, абсолютная, относительная. Конкретная истина, страница 2

Образ - субъективен по форме, но объективен по содержанию, он является единством субъективного и объективного.

Образ может воплощаться в знаках. Знак - это материальный предмет, который несёт в себе информацию о предмете, его свойствах и отношениях. Между знаком и предметом не обязательно сходство, тогда как образ и предмет сходны.

Знак является носителем определённого значения. Значение знака - это тот предмет или целый класс предметов, которые данный знак обозначает, представляет.

Знаки можно подразделить на языковые и неязыковые (копии, сигналы, символы, чертежи).

Результатом познавательной деятельности является получение знания. Знание выражается в языке. Другим способом знание не может существовать. Знание существует в идеальной форме, это не сама познаваемая вещь, а способность человека идеально воспроизвести познаваемую вещь, а потом обозначить её в виде языковых знаков.

Человек получает новые знания в процессе своего взаимодействия с окружающим миром. Именно этот процесс обогащения человечества новыми знаниями мы и называем познанием. В этом процессе можно выделить две стороны: того, кто что-то познаёт (субъект познания) и тот предмет внешнего мира, на который направлена познавательная деятельность человека - объект познания. В домарксовской философии человека рассматривали как пассивного созерцателя внешнего мира. В философии марксизма в паре "Субъект - Объект" человек рассматривается как активное начало. Человек не просто пассивно отражает воздействующий на него мир, но он изменят его, в известном смысле творит его своим сознанием. И здесь проявляется творческая сущность и способность человеческого сознания. Достижения человеческого разума опровергают агностицизм и скептицизм в о вопросе познаваемости материального мира.

Против агностицизма и скептицизма выступил самым решительным образом В.И. Ленин. В своей книге "Материализм и эмпириокритицизм" он изложил основы диалектико-материалистической теории познания, которая позволяет преодолеть агностицизм.

Вот эти положения:

1.  "Существуют вещи независимо от нашего сознания, независимо от нашего ощущения, вне нас...

2.  Решительно никакой принципиальной разницы между "явлением" и "вещью" в себе нет и быть не может. Различие есть просто между тем, что познано, и тем, что ещё не познано...

3.  В теории познания, как и во всех других областях науки, следует рассуждать диалектически, т.е. не предполагать готовым и неизменным наше познание, а разбирать,  каким  образом  из  незнания  является  знание,  каким  образом неполное, неточное знание становится более полным и более точным".

Эти ленинские выводы выражают сущность теории отражения диалектического материализма.

В И. Ленин также предложил свою знаменитую формулу, которая показывает, как проходит познание человеком каких-либо объектов. Итак, диалектический путь познания:

"От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности".

Здесь выделяются две ступени познания: чувственное (эмпирическое) и рациональное (теоретическое).

Ещё в прошлые столетия многие мыслители пытались понять, что даёт нам знания: чувства или разум. Так появилось два подхода к решению этой проблемы, две точки зрения. Те, кто отдавал предпочтение чувствам, примкнул к сенсуализму (латин. sensus - чувство); а кто возвеличивал разум, тот составил лагерь рационализма (ratio -разум). К сенсуалистам можно отнести Дж. Локка (17 век), Дидро, Гольбаха, Гельвеция, Беркли, Юма (18 век).

К рационалистам относятся Декарт, Спиноза, Кант, Гегель, неотомисты.

Диалектический материализм решает эту проблему следующим образом. На начальном этапе познавательного процесса эмпирические факты мы получаем с помощью органов чувств, в дальнейшем в процессе мышления происходит их рациональная обработка, анализ и синтез, вырабатывается новое, синтетическое, обобщённое знание, истинность которого проверяется на практике. Поэтому I ступень познавательного процесса - это чувственное познание. Оно проходит в 3-х формах: ощущение, восприятие, представление.

II ступень познавательного процесса: рациональное познание. Оно тоже осуществляется в 3-х формах: понятие, суждение, умозаключение.

Начнём с ощущения. Это результат воздействия объекта на наши органы чувств. Ощущения дают нам поверхностные знания об отдельных сторонах объекта.

Восприятие - это целостный чувственный образ предмета.

Представление - это обобщённый образ предмета (опосредованный образ), идеальный образ, созданный на основе памяти.

Понятия - это слова, в которых закреплён определённый смысл, отражены какие-то свойства предметов и процессов.

Суждение - это предложение, в котором что-то либо утверждается, либо отрицается. Суждения могут быть либо суждениями единичности, либо особенности, либо суждениями всеобщности. Например, суждение единичности Иван-человек; суждение особенности "Многие студенты занимаются спортом", суждение всеобщности "Всем растениям нужен свет".