Теория познания. Решение второй стороны основного вопроса философии. Агностицизм, скептицизм. Истина, абсолютная, относительная. Конкретная истина, страница 3

Умозаключение - это вывод, который делается на основе двух или нескольких суждений. Умозаключение строится с помощью индукции и дедукции, соответственно умозаключения могут быть индуктивными, когда мысль движется от знания частного характера к общему знанию. Дедуктивное умозаключение - такое, когда мы идём от знания определённой степени общности к знанию меньшей степени общности, от общего к частному знанию. Например, "Все законы естествознания имеют объективный характер". "Все законы физики - законы естествознания". Вывод: "Все законы физики - имеют объективный характер".

Есть ещё умозаключение традуктивное, когда вывод из нескольких суждений (или посылок) делается той же степени общности, что и сами посылки. То есть мы идём от знания определённой степени общности к новому знанию той же степени общности.

Заключительный этап познавательного процесса по ленинской формуле - практика.

Практику можно определить как целенаправленную сознательную деятельность человека, ведущую, в конечном итоге, к преобразованию природы и общества.

В своё время Ленин выделил три вида практики: 1) материально-производственную; 2) общественно-политическую (или социальную); 3) научно-экспериментальную.

Можно добавить к этим видам техническую деятельность человечества, педагогическую, художественную и другие виды деятельности.

Практика играет огромную роль в жизни человечества. Она является источником и основой познания. Практика позволяет раскрыть наиболее полно объективную природу вещей и явлений. Практика заставляет вещи окружающего мира взаимодействовать и тем самым проявлять свои свойства и связи.

Практика выступает также основой познания и потому, что уровень её развития определяет уровень развития технических средств и приборов, а от их применения, в свою очередь, зависят темпы познания человеком окружающего мира, глубина отражения его свойств. Уровень практики определяет также направленность познания.

Практика является критерием истинности знаний. Существует и логический способ проверки знаний. Весь понятийный аппарат, которым при этом пользуются, в прошлом неоднократно подтверждался практикой. Формы практической проверки так же многообразны, как и сама практика.

Практика включает в себя: 1) осознание цели; 2) изготовление орудий; 3) их применение в процессе реализации намеченной цели.

Практика, как предметная материальная деятельность людей, выполняет три функции: 1) она является основой познания; 2) она - конечная цель познавательной деятельности; 3) она - критерий истинности знаний, полученных человеком.

Последняя функция является основной функцией практики. Именно в практической деятельности человек проверяет, насколько верно его знания о мире отражают процессы и вещи мира, окружающего нас. Эту меру адекватности знаний действительности и отражает понятие истины.

Таким образом, истина - это соответствие содержания знаний объективной реальности. Это мера адекватности идеального материальному; образа предмета - самому предмету. Истина — это верное отражение объекта в сознании человека.

Относительная истина отражает объект с известной точностью, не всесторонне, исчерпывающе, абсолютно, а приблизительно, в общих чертах, т.е. относительно.

Абсолютная истина понимается в двух смыслах: 1) как полное, исчерпывающее знание о действительности; 2) как тот момент объективной истины, который не может быть опровергнут в будущем.

Нет истины абстрактной, истина всегда конкретна, т.е. учитываются конкретные условия, в которых какое-то знание является истинным. Например: истина "вода закипает при 100 0С". Но в условиях разреженной атмосферы и низкого давления (в горах) вода закипает при более низкой температуре. При высоком давлении (глубоко в недрах земли - 100 атмосфер и более давление) - вода не закипает при 100 0С и выше.

Относительная истина приближается к абсолютной (например, знание о строении атома: модель атома Томпсона - Резерфорда - Н. Бора).

Кроме истины есть ещё понятие заблуждения, как ненамеренное искажение реального положения вещей, и ложь, как намеренное искажение действительности. Проблема истины - одна из полемических проблем в философии. Кроме диалектико-материалистического понимания истины, о котором шла речь выше, существуют другие позиции в этом вопросе.

Это: догматизм, релятивизм, конвенционализм, прагматизм.

Догматизм - оперирование однажды установленными понятиями и положениями без учёта меняющейся конкретно-исторической обстановки.

Релятивизм - преувеличение относительного характера наших знаний.

Конвенционализм - соглашение принять за истину какое-то положение.

Прагматизм - признание какого-либо положения истинным из практических соображений, из удобства считать что-либо истинным.