Перцептивный подход к изучению коммуникаций чаще используется в психологии.
Разные авторы по-разному определяют условия осуществления и успех деловых коммуникаций.
Так, Ю.М. Жуков считает ее основными составляющими предмет общения и отношения к нему участников этого общения. Секрет успеха в его понимании кроется в следующем:
¾ адекватность установок;
¾ понимание совей предметной и межличностной позиции;
¾ знание закономерностей различных форм общения и правил поведения в разных ситуациях;
¾ умение сформировать тактический план и реализовать его на основе социальных навыков.
В.Е. Рева определяет деловые коммуникации как процесс взаимосвязи или взаимодействия, где происходит обмен деятельностью, информацией и (или) опытом для достижения определенного результата, решения конкретной проблемы и (или) реализации определенной цели[7]. В его понимании общение на деловом уровне успешно, когда:
¾ обязательно действует канал обратной связи;
¾ присутствует усиленное внимание к собеседнику, так как обратная связь слабо выражена или наличествует в виде косвенных речевых актов[8].
По мнению А.П. Панфиловой успех деловой коммуникации невозможен без соблюдения следующих условий:
¾ обязательность контактов всех участников общения;
¾ предметно-целевое содержание коммуникации;
¾ соблюдение формально-ролевых принципов взаимодействия с учетом должностных ролей, прав и обязанностей;
¾ взаимная зависимость всех участников в достижении конечного результата;
¾ коммуникативный контроль участник взаимодействия;
¾ формальные ограничения[9].
Каждый подход к описанию условий успеха деловых коммуникаций все больше уточняет конкретный их круг. На примере моего Управления можно добавить еще несколько дополнительных аспектов, без которых, по моему мнению, невозможно достигнуть оптимального уровня общения в деловой сфере:
¾ примерно равная квалификация участников в сфере обсуждаемого вопроса (если часть собеседников не понимают, о чем идет речь, то от них не будет толка при обсуждении поставленных вопросов);
¾ определение конкретного времени обсуждения вопросов с четкими регламентированными перерывами (при соблюдении этого условия, участники смогут максимально сосредоточиться на конкретном обсуждении, не отвлекаясь на личные нужды);
¾ наличие структуры проведения делового общения (то есть, сначала описывается ситуация и ставится конкретный вопрос, затем происходит его конструктивное обсуждение, и лишь после этого подводятся итоги и выдаются определенные задачи).
Если вдаваться в конкретику, можно привести еще множество дополнительных условий. Для каждого конкретного примера деловой коммуникации они будут свои, поэтому нет смысла описывать их все.
Социальные, или социально-культурные, барьеры возникают при общении людей, относящихся к разным социальным группам (дети – родители, учитель – ученик, селянин – горожанин, мужчины – женщины). Такие барьеры хорошо характеризует поговорка «яйца курицу не учат» или «сытый голодного не разумеет».
Ряд ученых доказали, что на преодоление социальных барьеров влияет авторитет партнера. Так, чем выше авторитет, тем больше вероятности, что собеседник к тебе прислушается. И наоборот[10].
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.