Понимание коммуникаций в школах управления. Деловые коммуникации как форма общения, страница 2

Системы мотивации можно условно разделить на материальную (компенсационную) и нематериальную (некомпенсационную)[2]. В материальную систему входят такие стимулы, как заработная плата, премии, надбавки, компенсационные выплаты, бонусы. В нематериальную – похвала, повышение по службе, корпоративные мероприятия, организация досуга сотрудников.

Чаще всего обе системы используются работодателем в совокупности (система смешанной мотивации[3]). Органы власти, в большинстве, не являются исключением из этого правила.

Так, в Управлении действуют системы премирования сотрудников (ежемесячные, ежегодные премии), стимулирующие выплаты к некоторым праздничным датам (День Казначейства, 23 февраля, 8 марта, Новый год), оказывается материальная помощь сотрудникам (в связи с регистрацией брака, рождением ребенка, смертью близкого родственника).

К нематериальным стимулам в Управлении можно отнести проведение различных конкурсов, в которых сотрудники участвуют «отделами», организацию праздников, вручения благодарностей и грамот.

1.3  Приведите примеры коммуникационных проблем в организации, функционирующей в соответствие с принципами школы социальных систем.

В школе социальных систем особое место отводится неформальным каналам связи. Именно в данной сфере, по моему мнению, возникает большинство проблем коммуникации. Так, если неформальный канал связи налаживается между начальником отдела и его подчиненным, может возникнуть ревностное отношение других сотрудников. Более того, сам работник, чьи отношения с руководителем носят легкий характер, может неточно понимать официальные формальные поручения или смотреть на них «сквозь пальцы», что приведет к снижению уровня его работы.

Другим примером может также служить различие в статусе передающего и воспринимающего информацию. В связи с этим, информация может искажаться[4]. Так, при общении начальника и подчиненного даже в неформальной обстановке, подчиненный будет отфильтровывать часть информации, чтобы ему не пришлось после за нее отвечать. Здесь действует принцип «не сказать лишнего, чтобы не полетели головы».


2  Тема 2.1. Деловые коммуникации как форма общения

2.1  Чем отличается понимание коммуникации как интеракции и как перцепции? Приведите примеры реализации этих подходов.

Интерактивный подход к изучению коммуникации представляет ее в непосредственном взаимодействии людей, организацией их совместной деятельности. Общение людей здесь рассматривается как необходимый элемент их деятельности, который преследует выполнение определенных целей.

Разные ученые выделяют различные классификации интерактивного подхода, но сводятся они все к тому, что коммуникация определяется мотивами и целями совместной деятельности людей[5]. В качестве примера здесь можно привести отношения между начальником и подчиненным в процессе выдачи подчиненному задания, сдачи им готовой работы и оценки результатов этой работы руководителем. Хорошим примером интеракции коммуникаций может служить совместное выполнение задания несколькими сотрудниками или целым отделом организации. Процесс обучения ученика учителем, взаимодействие сторон и других лиц в судебном заседании, работа цеха, конвейера – все эти примеры коммуникаций относятся к интерактивному подходу в их понимании.

В таком ключе коммуникации изучает социология и социальная психология.

Перцептивный подход в понимании коммуникации изучает общение людей как взаимное восприятие партнерами друг друга. При данном подходе важно не только восприятие одного человека другим, но его восприятие самого себя[6]. В процессе перцепции люди часто сравнивают партнера с кем-либо или с чем-либо. Например, один работник может считать, что другой работает «как черепаха», то есть медленно, нерасторопно. Также хорошим примером перцептивного подхода может служить пословица «встречают по одежке, а провожают по уму». То есть, человека воспринимают сначала по его внешнему виду, о партнере складывается сразу определенное впечатление. После общения же с ним (действенной коммуникации) мнение о человеке может меняться как в лучшую, так и в худшую сторону.