Системные представления знаний в инвариантной структуре блочно-модульного содержания на примере темы «пространственные кривые». Совместное решение геометрических задач и задач визуализации с использованием компьютеров, страница 12

Работа современного конструктора немыслима вне его связи с компьютером. Развитие мощных вычислительных средств стимулировало новые методы проектирования, которые предполагают построение объемных моделей деталей, и, в конечном итоге, целых агрегатов. Объемное моделирование открывает новые перспективы в работе конструктора. Это обусловлено тем, что появились возможности не только создать модель объекта, но и выполнять на базе этих моделей технологические процессы, обработку на станках с ЧПУ, а также использовать модели в виде эталонов при контроле изделий.

Традиционные информационные базы стандартных элементов сориентированы на выполнение чертежей, т.е. на «плоские технологии» основанные на элементах параметризированных блоков, таких как крепежные изделия, валы, втулки. Однако проектирование чертежей изделий даже с использованием компьютерных технологий не достаточно для современного процесса проектирования. Только формирование трехмерных «твердотельных моделей» позволит ускорить процесс проектирования и создания новых изделий.

В тоже время создание модели  отдельной детали  является трудоемкой и кропотливой работой, особенно это относится к таким деталям, как диски  и  лопатки авиационных двигателей. В настоящее время каждый конструктор использует свою методику моделирования изделий и часто при отсутствии опыта компьютерного проектирования это  приводит к тому, что на базе модели не всегда можно создать качественный чертеж изделия, а также затрудняет формирование  технологических процессов и формирование программ для станков с ЧПУ.  Поэтому создание информационной базы моделей дисков авиационных двигателей позволит значительно ускорить процесс проектирования новых моделей двигателей и облегчить работу разработчика изделия. Автор предлагает следующую схему формирования моделей деталей типа «диск» (рис 1.).

 


Рис.1


Подпись:  

Рис. 2

Для формирования качественной информационной базы необходимо провести анализ существующих дисков и их поверхностей, с целью формирования наибольшего количества необходимых простейший поверхностей, которые возможно параметризировать. Это первый этап формирования модели. Вторым этапом является объединение этих  «кирпичиков» в изделие и шлифовка его посредством команд редактирования (рис 2). Автор считает, что данная методика формирования модели изделия позволит ускорить процесс проектирования новых изделий.

УДК 004.9

ГЕОМЕТРИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРИ РАЗРАБОТКЕ КОМПЛЕКСА ТЕРМОХИМИЧЕСКОЙ ГАЗИФИКАЦИИ БИОМАССЫ

В. В. Михайлов, А. Н. Мухин, В. В. Лебедев, В. А. Токарев

Рыбинская государственная авиационная технологическая академия  

имени П. А. Соловьева, ОАО «Лаборатория энергосистем»

E-mail:kgraph@rgata.ru

Опыт проектирования и испытания газогенераторных установок, работающих на местных видах топлива, в России показал, что экономически выгодной оказывается переработка топлив в газовое топливо с последующим его сжиганием в существующем топочном устройстве, в двигателях внутреннего сгорания и камерах сгорания газовых турбин.

С этой целью в Рыбинской государственной авиационной технологической академии имени П. А. Соловьева на основе расчетов и моделирования был разработан комплект конструкторских документов и изготовлена установка газификации биомассы, представленная на рисунке 1.

Конструкция выполнена модульной, что дало возможность разрабатывать отдельные трехмерные модели подсборок установки. Это позволило работу выполнять за несколько этапов, на каждом из которых разрабатывалась отдельная подсборка, выпускались чертежи, производилось изготовление деталей, осуществлялась сборка с одновременным внесением коррективов в конструкторскую документацию. Кроме этого, модульный принцип построения обеспечил выполнение работы небольшим штатом конструкторов. Модульная конструкция комплекса дала возможность проводить поузловую доводку установки и сделала её удобной для ремонта. Итоговая трехмерная модель сборки разрабатывалась на одном из последних этапов и выполнялась из разработанных и оптимизированных трехмерных моделей подсборок, что позволило использовать для конструирования компьютеры с малым быстродействием.