В качестве планово-оценочных показателей для функциональных подразделений первой группы рекомендуется использовать:
- выполнение плана работ или мероприятий отдела;
- выполнение заданий по снижению технологической трудоемкости, удельного расхода основных видов материальных и топливно-энергетических ресурсов;
- экономический эффект (экономию) от проведения организационно-технических мероприятий;
- лимит расходов на содержание отдела.
В качестве планово-оценочных показателей для отделов второй группы дополнительно к показателям первой группы рекомендуется использовать предельный уровень затрат на 1 руб. товарной продукции предприятия и нормативов оборотных средств. Работу производственного отдела целесообразно оценивать по выполнению обязательств по поставкам продукции в соответствии с заключенными договорами и заказами, ритмичности выпуска продукции, соблюдению норматива незавершенного производства. Для финансового отдела показателями оценки могут быть предельный уровень затрат на 1 руб. товарной продукции или прибыль.
За центрами прибыли и дохода (сбытовой отдел) также закрепляются отдельные виды доходов, однако критериями оценки их деятельности являются показатели финансовой эффективности – прибыль или рентабельность.
Все экономические показатели отражаются в основных бюджетных документах предприятия и отдельных центров финансовой ответственности:
- «Бухгалтерский баланс» (бюджет имущества) – форма 1 бухгалтерской отчетности предприятия;
- «Отчет о прибылях и убытках» (бюджет доходов и расходов) – форма 2 бухгалтерской отчетности предприятия;
- «Отчет о движении денежных средств» (бюджет движения денежных средств) – форма 4 бухгалтерской отчетности предприятия;
- Бюджет производственно-хозяйственной (операционной) деятельности предприятия – документ, отражающий производство и реализацию продукции, иные производственные результаты.
Стимулирующая функция бюджета доходов и затрат осуществляется за счет использования:
- «плавающего» лимита затрат,
- «остаточного» принципа расчета фактического фонда оплаты труда.
Выше было сказано, что для всех видов центров финансовой ответственности в виде основного планово-экономического показателя используется лимит затрат.
Лимит затрат – это предельный уровень, ограничивающий возможности центра ответственности в осуществлении оплат в рамках закрепленных за ним затрат на конкретную дату. Лимит может устанавливаться как на всю сумму, так и по отдельным группам затрат (статьям доходов), однако здесь рассматривается вариант системы, для которой используется лимит для всей суммы затрат.
Фактическая сумма лимита пропорциональна его плановой сумме и величине фактической выручки предприятия. Чем выше фактическая сумма выручки, тем выше фактическая сумма лимита затрат, в том числе фонда оплаты труда, входящего туда.
(3.1.1)
(3.1.2)
Текущий лимит затрат определяется исходя из результатов текущей деятельности предприятия, характеризует результаты деятельности центра ответственности в текущем бюджетном периоде без учета прошлых периодов. Для его расчета используются формулы (3.1.1), (3.1.2).
Полный лимит затрат включает в себя текущий лимит, переходящий остаток лимита предыдущего бюджетного периода, сальдо трансфертных платежей. Полный лимит более наглядно отражает возможности центра ответственности в финансировании его затрат, но менее, чем текущий лимит, отражает результат текущей деятельности.
Можно также использовать и приростную форму представления моделей лимитов затрат, обеспечивающих такой же результат, аналогичный расчетам по формулам (3.1.1), (3.1.2):
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.