Транспортное перегрузочное оборудование: Методические указания к контрольной работе, страница 7

По критерию вида рабочего органа домкраты классифицируют на:

- винтовые,

- реечные,

- гидравлические.

Для перемещения груза в горизонтальной плоскости домкраты устанавливают на салазки, по которым домкрат перемещают, используя горизонтально расположенный винт. Для безопасного перемещения груза в винтовых домкратах используют самотормозящую резьбу. У реечных и гидравлических домкратов для безопасности также предусматривают стопоры различной конструкции.  

Рис. 1.3 Винтовой домкрат

Последовательность расчета.

1.  Составление расчетной схемы.

Расчетная схема должна быть составлена на основе исходных данных. На ней должен быть изображена схема конструкции, действующие на них усилия (силы) и расстояния,  на  которых действуют расчетные усилия. Действующие силы, точки их приложения и расстояния должны быть обозначены буквами, принятыми в задании. Расчетная схема должна быть вычерчена четко и аккуратно с использованием основных правил черчения.

2. Расчет грузового винта на сжатие и продольный изгиб

Грузовой винт домкрата рассчитывают на сжатие и продольный изгиб, определяя действующие напряжения и сравнивая их с допускаемыми, по формуле:

4·Q

σ =  ————— ≤ [σ],                                         (1)

π ·dв2 · φ

где:

Q –  вертикальная нагрузка на винт, Н.

dв - внутренний диаметр нарезки грузового винта, мм.

φ=0,2 – коэффициент, учитывающий напряжения продольного изгиба.

[σ] – допускаемые напряжения в грузовом винте при его сжатии, МПа.

При применении конструкционной стали марки 40 или близкой к ней по прочностным характеристикам обычно принимают [σ] = 250 МПа.

3. Проверка гайки винта на смятие

Перед выполнением расчета следует выбрать материал винтовой пары домкрата из предлагаемых вариантов «сталь – бронза» или  «сталь – чугун», а также изложить обоснования сделанного выбора.    

Гайка грузового винта на смятие проверяют, сравнивая действующие напряжения смятия с допускаемым удельным давлением в нитках резьбы, используя формулу:

4·Q

σсм = ——————— ≤ [q],                                          (2)

π ·( dн2 - dв2) · n

где:

Q – вертикальная нагрузка на винт, Н.

dн - наружный диаметр нарезки грузового винта, мм.

dв - внутренний диаметр нарезки грузового винта, мм.

n– число ниток резьбы в гайке грузового винта.

[q] – допускаемое удельное давление, МПа. Для винтовой пары «сталь – бронза» принимают  [q] = 80 – 120 МПа,  для пары «сталь – чугун» принимают  [q] = 40 – 60 МПа.  

4. Усилие на рукоятке домкрата

Усилие на рукоятке домкрата, вращением которой поднимается груз, определяют, используя формулу винтовой пары:

                                                                            1

                                    РQ tg(α + ρ) ——,                                               (3)

                                                                           R

где:

Q – вертикальная нагрузка на винт, Н.

R – длина рукоятки, мм.

ρ – угол трения винтовой пары. Для расчета следует принять ρ = 0,1 – 0,12.               

α – угол подъема резьбы винта.

Угол подъема вычисляют по соотношению

tgα= π ·( dн2 + dв2)/ 2 Sр .                                         (4)

где:

dн - наружный диаметр нарезки грузового винта, мм.

dв - внутренний диаметр нарезки грузового винта, мм.

Sршаг резьбы.

Чтобы винт домкрата самопроизвольно не опускался под действием груза, угол подъема резьбы и угол трения должны быть в соотношении:

                                                      α < ρ,                                                     (5)

которое называют условием самоторможения винта.

Обычно принимают α = 0,7 - 0,75 ρ.

Приложение 1

Крюки однорогие