Деловое общение: Учебное пособие (Разделы 1-13: Деловое общение или «искусство очаровывать». Печальный этикет)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

НВУЗ АН〇《РЕГИОНАЛЬНЫЙ! ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»


КУРСК


ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ


Учебник рекомендован в качестве основного учебного материала студентам, получающим высшее профессиональное образование в Региональном финансово-экономическом институте.

Деловое общение. - Курск: типография РФЭИ. - 84 с. Идентификатор публикации: RF-E-159-09-01.

Подготовлено научно-редакционным коллективом Регионального финансово-экономического института:

Руководитель проекта                                                         Паршина А.П.

Выпускающий редактор                                                      Яковлева М.К.

Научный редактор                                                                  Паршина А.П.

Корректор                                                                                   Гальцова Т.В.

Верстка                                                                                         Носов Е.Е.

Дизайн обложки                                                                       Ермакова Т.В.

ВЫ МОЖЕТЕ

приобрести печатную версию курса, заполнив заявку на сайте http://elearning.rfei.ru/wps/portal/books;

оставить свои замечания и предложения по данному курсу на сайте http://elearning.rfei.ru/feedback или сообщить их

нашему ответственному сотруднику по телефону в г. Курске 8-(471 2)-36-09-36.

http:// elearning.rfei.ru


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................................................................................... 5

РАЗДЕЛ 1. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ ИЛИ «ИСКУССТВО ОЧАРОВЫВАТЬ»........................................................................................... 6

РАЗДЕЛ 2. ИМИДЖ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА............................................................................................................................... 14

РАЗДЕЛ 3. МУЖСКАЯ ОДЕЖДА................................................................................................................................................. 20

РАЗДЕЛ 4. ЖЕНСКАЯ ОДЕЖДА.................................................................................................................................................. 28

РАЗДЕЛ 5. ПОДАРКИ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ........................................................................................................................... 39

РАЗДЕЛ 6. ЦВЕТЫ В ПРАКТИКЕ ДЕЛОВЫХ И ПРОТОКОЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ......................................................................... 47

РАЗДЕЛ 7. ТЕЛЕФОННЫЙ ЭТИКЕТ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ........................................................................................................ 52

РАЗДЕЛ 8. ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА.............................................................................................................................................. 60

РАЗДЕЛ 9. ПЕРЕГОВОРЫ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ...................................................................................................................... 63

РАЗДЕЛ 10. ДЕЛОВАЯ ПЕРЕПИСКА............................................................................................................................................ 69

РАЗДЕЛ 1 1. ЭТИКЕТ ЗА СТОЛОМ.............................................................................................................................................. 73

РАЗДЕЛ 12. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ.................................................................................................................................... 76

РАЗДЕЛ 1 3. ПЕЧАЛЬНЫЙ ЭТИКЕТ............................................................................................................................................. 78

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................................................................................................ 79

СОДЕРЖАНИЕ                      CjjiPjji) 3


Умение общаться с людьми - это товар, и я заплачу за него больше всего на свете

Джон Рокфеллер


4


•И


ВВЕДЕНИЕ


Подпись: предлагаем Вашему курс   под названием

З《

]дравствуйте! Мы I вниманию учебный «Деловое общение». Мы живем среди людей, и от нашего поведения зависит и на山успех, и отношение окружающих к нам. По тому, как человек ведет себя на работе, в гостях, в семье, ресторане и театре, как ест и пьет за столом, как ведет деловые переговоры с коллегами по работе и партнерами по бизнесу, всегда можно определить степень его воспитанности и культуры. Этот курс поможет вам «не ударить в грязь лицом» и правильно вести себя в любой, даже самой неожиданной ситуации.

Вы, в большинстве своем, уже занимаете определенные должности - бухгалтера, менеджера, маркетолога, секретаря-референта и т.д. (а может, только готовитесь ими стать). Следовательно, по роду своей деятельности, вы не сможете обойтись без общения, связанного с вашей профессией, с ва山им делом. Это общение, без сомнения, можно назвать деловым. Вам придется общаться с коллегами,                   подчиненными, вышестоящим начальством, продавцами, покупателями, налоговыми                   инспекторами, банковскими работниками и т.д. Американские менеджеры, например, большую часть времени заняты переговорами с руководством других компаний, работой с бумагами и разговорами по телефону. Все это может занимать до 70-80% их рабочего времени! То есть для них деловое общение становится на 70-80% делом их жизни. И они совершенствуют его изо дня в день, добиваясь порой поразительных результатов.

Наш курс поможет вам подобрать одежду для того или иного случая, мы расскажем об особенностях общения в деловой сфере, о том, как правильно организовать свое рабочее место, как расположить к себе собеседника и как вести себя при приеме на работу и в новом коллективе. В жизни очень важно уметь вызвать симпатию к себе, убедить своего собеседника, так как это необходимые требования к любому человеку, желающему достичь преуспевания в условиях нашего непростого времени.

Что же такое этикет? Вот что говорит по этому поводу «Словарь иностранных слов» времен СССР: «Этикет - это застывшие официальные манеры, простая формальность. Соблюдать этикет - значит оформить жизнь этикеткой».

Можно согласиться, что этикет, выдуманный когда-то придворными для того, чтобы еще больше отгородиться   от   народа,   сегодня, наверняка, неприемлем для нас. Но понятие «вежливость» могло бы, вероятно, удачно заменить понятие «этикет», и тот, кому это понятие нравится, может спокойно им пользоваться.

Люди живут в большом городе, и иногда в течение долгого времени им приходится находиться рядом друг с другом в очень тесном пространстве. И это, безусловно, одна из причин того, что те, кто считал старым хламом книги по этикету, которые можно спокойно выбросить, постепенно признали: какие-то правила игры, правила поведения все же нужны. Правила в общении с деловыми партнерами, детьми, родителями, коллегами по работе, друзьями и конкурентами, короче говоря правила, необходимые для общения с другими людьми. Однако это тоже представляет определенную проблему, так как наше внешнее поведение должно постепенно меняться, если мы не хотим возврата к этикеткам, не хотим снова делать правила поведения застывшей формой.

Правила хорошего тона всегда были и останутся выражением духа времени, соотношения сил, социальной структуры. Современные манеры поведения должны помогать, а не мешать, быть свободными, а не догматичными, одинаково приятными и пожилому, и молодому, а это осложняет дело. Когда пытаешься поставить себя на место шестидесяти-, семидесяти- или восьмидесятилетнего человека, то становится абсолютно ясно, что ему, наверняка, захотелось бы сохранить привычные для него манеры, хотя бы частично. Все, что нам хорошо знакомо длительное время и связано с добрыми воспоминаниями, дает уверенность, а кто хотел бы от нее отказаться?

Но, с другой стороны, уверенность ведь ощущают и молодые люди, приветствуя друг друга окриками «Але, телка!» или «Эй, чувак!», надевая рваные джинсы и стоптанные кроссовки или жуя жвачку. Но не только поэтому они «невоспитанны». Если бы наш курс мог решить проблемы поколений, то исполнилась бы извечная мечта человечества. Но мы постараемся, объясняя старые и новые правила хорошего тона, помочь людям лучше понимать друг друга. Информация, которую мы предложим, возможно, побудит кого-то проявить по отношению к другому человеку больше доброты и терпимости. Терпимость, признательность, предупредительность и готовность помочь ближнему мы рассматриваем как четыре угловых опоры здания, в котором многие будут чувствовать себя комфортно, даже если стены, потолки и окна сконструированы по-разному.



Подпись:


РАЗДЕЛ 1. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ ИЛИ «ИСКУССТВО ОЧАРОВЫВАТЬ»


Закончившийся двадцатый век недаром нарекли веком общения.

Попробуйте подсчитать, со сколькими людьми в обычный будний день вы вступили в контакт. Считайте не только близких и знакомых, но и тех, кто внимательно посмотрел на вас на улице, на автобусной остановке, в кафе и т.д. Ведь это тоже общение, контакт в степени «замечено». Подсчитали? Вот, теперь даже после такого доморощенного социологического исследования вам сразу станет ясно, почему прошедший век (а тем более наступивший) - век общения.

В XVIII - XIX веках такого интенсивного общения быть не могло, хотя бы ввиду малочисленности населения по сравнению с нынешним. Современный городской житель в течение года вступает в контакт с несколькими миллионами различных людей, и от того, насколько они удачны, насколько он обучен этому искусству, зависит его здоровье, счастье, карьера. Ведь известно, что даже при «легком» неудачном общении (столкновении в транспорте) человек надолго выведен из равновесия, да попросту болен практически целые сутки. А если такие контакты будут наслаиваться один на другой? Сможет ли наша душа «переварить» этот страшный слоеный «Наполеон»? И не от этого ли «несварения» так много сейчас нервнобольных людей, которые к тому же не обучены даже сдерживать свои нездоровые эмоции, бьющие через край.

Уже появился медицинский термин -«инфарктогенная» личность. О, это отнюдь не бедняга со слабым больным сердцем. Нет, это тот человек, который, если вы будете с ним часто общаться, сделает ваше сердце больным! Неужели перед нами злодей из телевизионного сериала?

Ничуть! Это обыкновенный невоспитанный человек -жертва таких же невоспитанных людей, сеющих вокруг себя зло, и сам утопающий в неприятностях. Он просто не знает, что существует такая наука, как этикет - правила поведения и искусство общения. Как говорил Лев Толстой: «Из всех наук, которые человек должен знать, есть одна обязательная - как жить, делая как можно меньше зла».

Правила этикета учат нас точно направленным к цели действиям, предостерегают от возможных недоразумений, неприятностей, бессмысленных поступков.

Люди грубые, с ограниченным кругозором, считают воспитанность «китайскими церемониями». Это они говорят своим детям об элементарной вежливости, как о «ненужных условностях»: «Брось ты выпендриваться, сынок, будь проще. Видишь, жизнь какая собачья, а будет еще хуже. Как нищим родился, так нищим и помрешь. Не для нас эта «дипломатия»». Надо сказать, что если бы такой родитель захотел сознательно навредить своему чаду, то больше того, что он уже сделал, он бы сделать уже не смог. Во-первых, он четко ориентирует своего ребенка на неуспех в жизни. «Ты станешь нищим!».

Во-вторых, ссылаясь на экономические трудности, выпавшие на его долю, этот родитель выплескивает раздражение и злость на своего ребенка. А ведь на долю почти каждого человека выпадает всякое. Поэтому, когда ситуация ухудшается, близкие люди объединяются, чтобы выбраться из кризиса, поддержать друг друга, а не для того, чтобы срываться друг на друге и топить своих близких в пессимистических прогнозах.

В-третьих, именно эти родители первыми будут страдать от отсутствия тепла, взаимопонимания и грубости своих детей, забыв, что сами запустили этот бумеранг.

Для многих опустившихся людей крик является формой решения назревшего вопроса. Да, хамский тон, язвительность, открытое оскорбление приносят мнимое облегчение через сильное возбуждение, ну или как минимум, разрядку. Но облегчение наступает на очень короткое время (2-3 часа), а вскоре оно сменяется резким ухудшением самочувствия несдержанного человека. А если подобным образом ведут себя оба собеседника, то они наносят друг другу серьезные травмы нервной системы, которые оставят глубокий след в организме, приведут к



Подпись:


развитию невроза, гипертонии, язвы желудка и диабета. Позорно утверждать, что невоспитанность упрощает жизнь - она серьезная угроза для всех.

Мы не сможем решать наши проблемы, если не научимся уважать, щадить друг друга, не узнаем и не будем применять элементарные правила поведения в нашей повседневной жизни. А ведь эти правила начали вырабатываться с самого начала формирования человеческого общества. Сразу возникла проблема, как выжить, не перебив друг друга, как сделать общение людей полезным и приятным. Возникли вопросы о значении человеческого общества для каждого. Недаром самой страшной карой за проступок являлось изгнание человека из среды соотечественников. Ужас перед изоляцией подспудно преследует каждого человека. Сама мысль об одиночестве тяжестью ложится на сердце.

На необитаемых островах, где благоприятный климат дает все необходимое для жизни, человек сходит с ума без общения с себе подобными, не говоря уже об одиночках в тюрьмах. Всем известный Робинзон Крузо смог выжить благодаря тому, что постепенно окружил себя «друзьями», в число которых вошли абориген Пятница, попугай и одомашненные козы. В Японии самое тяжелое испытание для послушников-монахов было «моритао», когда человека изолируют в пещере на срок от недели до месяца. Многие не выдерживают и выходят оттуда раньше. Ведь человек рождается со склонностью к общению, причем к доброжелательному - это его биологическая сущность.

Дефицит питания приводит к рахиту и дистрофии, а недостаток общения - замедляет умственное, физическое и эмоциональное развитие. Известно, что из пятидесяти детей «маугли», найденных и воспитанных животными, ни один не стал человеком, как бы не бились над ними врачи и педагоги. «Маугли» так и остались на уровне животных, и век их был недолгим. Слишком поздно! Все закладывается с колыбели.

Природа устроила так, чтобы на малыша приходилось двое взрослых, готовых заботливо опекать и растить юное деревце. Что эти взрослые запечатлеют, вырежут на коре этого деревца, то там и останется, только с годами все четче будут проступать эти письмена, ведь дерево-то растет. Разлука с матерью в возрасте до трех лет более чем на 2-3 месяца вызывает в психике ребенка тяжелые изменения; в результате - агрессивность, неуправляемость, дурные наклонности. Только в общении человек формирует свое «Я».

Наш век культивирует ценность каждой личности и важность достойных человеческих отношений, что повсеместно порождает интерес к психологии отношений и этикету.

Само слово «этикет» ввел Людовик XIV в XVII веке, имевший прозвище «король-Солнце», тот самый, которому легенда приписывает изречение: «Государство - это я». На пышных приемах у этого монарха гостям вручали карточки с перечислением требуемых от них правил поведения. От французского названия карточек - «этикеток» и произошло понятие «этикет» - воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе. Конечно, общества бывают разные - в воровской «малине» тоже свой этикет и весьма жесткий, за нарушение которого следует жестокая кара, но его даже не хочется рассматривать. Мы все очень надеемся, что со временем удастся изгнать львиную долю этого «малинного» этикета с уст и из жизни наших сограждан.

В средние века этикет распространяется в разных слоях населения. Дворяне, купцы, ученые, ремесленники, даже странствующие студенты и музыканты придерживаются своих этикетных кодексов.

Придворный этикет строго соблюдался при дворах французских, английских и особенно испанских королей. Тут строгость доходила до курьезов. Так испанский король Филипп III предпочел сгореть у своего камина (у него вспыхнули кружева), чем самому гасить огонь (ответственный за церемониал придворного огня куда-то на время отлучился). Были и менее мрачные случаи. Например, Людовик XIII прибыл к кардиналу Ришелье решать важный вопрос и застал кардинала больным, прикованным к кровати подагрой. Как быть? Король не должен разговаривать с подданным стоя или сидя, если тот лежит. Пришлось Луи лечь рядом.

Германия считалась диким местом в средневековой Европе. Она очень долго (до середины XIV века) сопротивлялась многим этикетным установкам (германцев раздражали даже вилки и ножи, употребляемые во Франции, не говоря уже о салфетках), однако и ей пришлось сдаться, чтобы не выглядеть изгоем среди соседей.

Гражданский этикет вытекал из высших придворно-дипломатических слоев, словно горный ручеек, превращаясь в реку и распространяясь среди населения всех европейских стран.

Что же касается России, то понятия этикета в нынешнем понимании этого слова, были заложены Петром I. Великий государь, расширяя границы



Подпись:


общения России, стремился ввести в стране западноевропейский этикет. В 1717 г. по его распоряжению издана была книга «Юности честное зерцало, или показания к житейскому обхождению». Прочитав эту книгу, молодой дворянин получал представление о том, как вести себя в обществе, чтобы иметь успех при дворе и свете.

Сейчас нам покажутся очень смешными и нелепыми рекомендации, которые содержались в этой первой российской книге хороших манер. Так, царь Петр Алексеевич переносил европейский этикет на российскую почву с помощью таких вот советов: «Не сопи, когда ешь», «не жри, как свинья», «не утирай губ рукою, но полотенцем», «не проглотя куска, не говори, ибо так делают невежи» и так далее.

Представьте себе, что уже в XX веке легендарная Александра Коллонтай, первая в мире женщина-посол, специально для рабоче-крестьянских дипломатов сочинила правила поведения под названием «Чего не надо делать на приемах». Некоторые из этих правил выглядят следующим образом: «Нельзя плевать на пол, кашлять, не отвернувшись от другого, тушить папироску, бросая ее на пол и притоптывая ногой. В случае насморка лучше не идти на прием или обед, так как чихать за столом или зевать не годится. На лестнице и в доме не должно пахнуть папиросным дымом. В лифте и на лестнице не должны валяться окурки. Перед тем, как отправиться на прием, в гости, а также перед приемом гостей рекомендуется принять душ. Женщины должны быть одеты аккуратно и причесаны как следует. Не хлопать дверями, это производит впечатление некультурности».

Трудно поверить, что с тех пор прошло всего лишь более полвека... Хотя, с другой стороны, разве не мешало бы многим и сейчас знать хотя бы эти элементарные правила?

Надо отметить, что за семьдесят лет советской власти такое понятие, как этикет, практически было вычеркнуто из жизни нашего общества. В итоге мы получили то, что неизбежно должны были получить. Это и невоспитанность людей, и заплеванные улицы и подъезды домов, и неуважение старших младшими, и повальное сквернословие и нецензурная брань, крики и скандалы по любому мало-мальскому поводу, неумение понять и выслушать ближнего, и т.д. Не зря за границей существует шуточное определение, по каким признакам можно «вычислить» русского туриста.

Вот они:

•  легко разделывается с самым изысканным блюдом при помощи столовой ложки;

•  забирается на унитаз с ногами;

•  волнуется,      когда      разговаривает с швейцаром или официантом;

•  заходит в кабинку туалета, на ходу доставая шариковую ручку;

•     восхищенно матерится в Британском музее. Это все, конечно, шутки, но ведь в каждой шутке есть большая доля правды.

В современном этикете главное правило 一всегда уважать не только себя, но и других людей и стараться всегда ставить себя на их место, следуя совету Свифта, говорившего: «Кто никогда не поставит другого человека в неловкое положение, тот обладает хорошими манерами».

Воспитанный человек никогда не испортит окружающим настроение неуместным вопросом, не напомнит о неприятном, сделает вид, что не заметил неудачной реплики или жеста собеседника, не будет навязчив, не посмотрит свысока на людей, не имеющих одинаковых с ним преимуществ. Общение с таким человеком доставляет нам радость, обогащает нас духовно и вызывает желание быть похожим на него. Эти люди всегда владеют своими эмоциями. Поэтому воспитанный человек никогда не унизится до крика и брани, понимая, что этим он оскорбляет, прежде всего себя.

Вспомните слова Антона Павловича Чехова: «Воспитанные люди уважают человеческую личность, а потому всегда мягки, вежливы, уступчивы. Никогда не оскорбляют ложью. Не рисуются, держат себя одинаково и дома, и на людях. Не болтливы, не лезут с советами, когда их не спрашивают. Не унижают себя, чтобы вызвать в других сочувствие. Не играют на струнах чужих душ, чтобы в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Их не интересуют такие фальшивые брильянты, как знакомство со знаменитостями^». Словом, они самодостаточны!


I咖


Этикету необходимо учить человека с малых лет, тогда он впитывается в характер и делается потребностью на всю жизнь, облегчая отношения между людьми, сглаживая неприятные столкновения и давая душе радостное спокойствие и чувство собственного достоинства. Такой человек не будет всю жизнь бороться с созданными им же трудностями или искать «врагов», которые «виноваты» в его неприятностях. При желании этому искусству можно научиться не только в нежном, но и в зрелом возрасте, если правила поведения мы не только будем знать и применять от случая к случаю, то они станут нашей второй натурой.

Правила искусственной вежливости приносят очень мало пользы. Часто то, что называют этикетом, служит не более как прикрытием грубости и отсутствия правдивости. Настоящая вежливость основана на искренности. Она должна быть внушаема сердцем, иначе не будет производить прочного впечатления, потому что никакая сумма учтивостей не в состоянии заменить правдивости. Она проявляется в готовности способствовать счастью ближнего и в заботливом старании избегать всего того, что могло бы его огорчить.

Человек откровенный и приветливый умеет сделать так, чтобы всем окружающим его было уютно. Он согревает и оживляет их своим присутствием, располагает к себе.

Можно быть и вежливым, и любезным, имея очень мало денег в кармане. Вежливость дает много и ровно ничего не стоит. Это самый дешевый из всех товаров. Это самое скромное из всех изящных искусств. Она так полезна и доставляет столько удовольствия, что ее можно поставить в ряд искусств, возвы山ающих ду山у человека. Она помогает в домашнем хозяйстве, придает блеск и прелесть самому скромному жилищу, а хорошая и привлекательная обстановка ведет к смягчению человеческих отношений, снимает груз проблем и создает обстановку душевности и благополучия.

Итак, еще раз повторим, что этикету учатся, как любой другой науке. Тут достаточно только желания и определенных усилий, тем более что современный этикет основывается на целесообразности и сердечности и дает каждому человеку простор для творчества. Впрочем, и в далекие времена люди часто поступали вопреки жестким этикетным нормам, если эти нормы вступали в противоречие с сердечным тактом.

Сразу можно привести один хрестоматийный исторический пример. Посланник Людовика XV отправился сватать королю жену. Проезжая Эльзас, он остановился в ветхом жилище забытого всеми польского короля Болеслава Лещинского, жив山его в изгнании и нищете. Когда посланник вошел, дочь короля, стоя на коленях, застегивала башмаки на опухших ногах больного отца. Придворный этикет требовал, чтобы она немедленно оставила любое занятие и приветствовала высокого гостя. Но она лишь попросила посла минуточку подождать. Именитый гость пробыл в этом доме лишь несколько часов и был свидетелем ангельского внимания дочери к старому больному отцу. Затем он прибыл по назначению в Испанию и застал знаменитую своей красотой испанскую принцессу Изабеллу, ссорящейся со своей матерью и бьющей туфлей по лицу старого камердинера, который недостаточно расторопно поднял шлейф ее платья и за которого вступилась ее мать - королева. Посланник сел и написал королю: «Ваше величество! Я видел двух совершенно различных принцесс. Одна - некрасива, бедна, приданое ее составляют только ее добродетели - я застал ее застегивающей штиблеты больному отцу. Другую - богатую, красивую, могущественную - застал в жестокой ссоре с матерью за легкое нарушение этикета. Которую из двух Ваше Величество желает назвать своей женой?»

Людовик XV выбрал Марию Лещинскую, дочерняя любовь которой превзошла правила этикета, и никогда впоследствии об этом не пожалел.

Итак, начиная изучение этикета, помните, что истинная вежливость начинается там, где заканчивается голая целесообразность, хотя в вежливости и есть целесообразность, но она более высокого порядка.

Как быть хорошим

Это очень просто. Людей без недостатков не существует. Но одни зацикливаются на них, делают проблему, страдают и комплексуют. Другие тратят энергию на их преодоление. Третьи же умеют превратить свои недостатки в достоинства, придать им некий шарм.

Начнем с утверждения: нет людей неталантливых и некрасивых. Другое дело, что далеко не каждый из нас умеет найти именно свой талант. Точно также не каждый может преподнести себя в наиболее выгодном свете. Однако этому можно научиться. Речь идет не об игре, не о лицедействе, не о притворстве, ибо все это чуждо хорошим манерам. Речь о том, как раскрыть свои



Подпись:


душевные достоинства. Прежде всего, перед собою, для себя.

Верно сказано, что нет пророка в своем отечестве. Тому, как завоевывать друзей, как вырабатывать уверенность в себе многие сейчас учатся по Дейлу Карнеги. Да, его книги очень популярны, они в состоянии помочь обрести друзей, добиться успеха, славы, сберечь нервы. Но, согласитесь, у американцев все же несколько иной характер, иные традиции, иной уклад жизни. А ведь еще до революции 1917 г. практически о том же писали наши соотечественники, но с учетом именно российского менталитета. Оказывается, надо всего лишь выполнять некоторые не очень сложные обязанности по отношению к себе самому и своим ближним, и тогда любой назовет вас хорошим, воспитанным, учтивым человеком.

Так как наш разговор пока идет преимущественно о деловом общении (этикете), то каждому из нас (рано или поздно) приходится выбирать один из двух путей в жизни. Или вы становитесь предпринимателем - создаете свое дело и начинаете им руководить, или же постараетесь найти интересную и высокооплачиваемую работу. Возможность поразмыслить, чем удобен каждый из этих жизненных путей, мы оставляем за вами. Но в любом случае, не овладев навыками делового общения (этикета), найти хорошую работу или собрать хорошую команду, будет, мягко говоря, проблематично.

Давайте посмотрим, как со стороны выглядит прием на работу.

Допустим, объявлен конкурс на вакантное место бухгалтера (менеджера, маркетолога). Претендент на должность - молодая женщина, входит в кабинет. Вся информация, характеризующая ее внешний облик, - фигура, прическа, платье, духи -тут же учитывается «зорким» глазом山есфа.

Она кладет свою сумочку в центр письменного стола. В голове шефа проносится: «Так же не делают! Сумочке не место на письменном столе». В это время поступает дополнительная информация: она оказывается и в джинсах. Джинсы - не подходящая одежда для официальной беседы. К тому же она носит значок с эмблемой какой-то политической партии. Эту символику не выставляют на показ (многие руководители вообще отказываются брать на работу слишком политизированных людей - они могут уделять слишком много внимания своим политическим проблемам и слишком мало - служебным обязанностям). Да она абсолютно не знакома с деловым этикетом!

Обратите внимание: эта информация была получена, хотя вовсе не была послана. Сама претендентка при этом не вымолвила и не написала ни одного слова! То ли еще будет!

Едва она заговорит, как все, слушающие ее, сразу же отметят: «Нам требуется общительный человек, а из нее лишнее слово не вытянешь». Да и интонация не совсем та, чтобы представлять себя будущим работодателям.

А руки? Зачем же они так судорожно теребят шариковую ручку?

Лицо! Так и хочется сказать что-нибудь типа: «Ну зачем же так пасмурно?!» Честно говоря, еще ни одному человеку не удавалось спрятать отражение своего внутреннего мира на долгое время. А тут по нему легко читается: уставший, измученный человек, которого постоянно гложут семейные (или еще какие-нибудь) проблемы.

Глаза! Они могли бы покорить полмира своим сиянием, а сами едва мерцают на мрачном лице. И, конечно же, последнюю каплю вносят губы. Они должны быть мягкими и расслабленными, тогда как у нее они слишком сжаты и постоянно напряжены.

Ноги! Шеф понимает, что она волнуется, но зачем же так часто переставлять их, сидя на стуле. Похоже, что земля горит у нее под ногами. Может быть мысли в ее голове будут перескакивать с одной на другую с такой же скоростью, как и ее ноги? Задержатся ли они там хотя бы на мгновение?

Все эти мелочи могут рассказать о человеке больше, чем его слова о самом себе.

Теперь представим другую ситуацию. Вы сидите с коллегой в кафе неподалеку от вашей работы. Входит директор конкурентной фирмы, с которой ваш(а) коллега прежде сотрудничал(а). На несколько минут он(а) останавливается около вас. Какое впечатление вы произвели на него (нее) за это короткое время? Если вы хотите выглядеть человеком творческим и толковым, то как это выразить за несколько минут за чашкой кофе, не



Подпись:


вдаваясь в пространные речи и ведя себя с большим достоинством? Как могут почувствовать окружающие, что вы человек надежный и способный, если они не располагают оценками вашего прямого начальника? Как вы можете выглядеть преуспевающей женщиной, такой, которая «далеко пойдет», не похваляясь при этом своими успехами? Как вы можете выглядеть преуспевающим мужчиной, который не даст усомниться в своем профессионализме?

Ответ таков: посредством своего имиджа. Вашю одежда, ваша подтянутость, ваш голос и поведение могут сказать о вас многое уже в первые же минуты. С помощью этих индикаторов мы примериваемся друг к другу и делаем вывод о качествах, общественном и образовательном уровне и способностях другого человека. Если вы одеваетесь слишком обыденно и лишены изысканности, могут ли люди считать вас человеком творческим? Если голос ваш звучит робко и вы опускаете глаза вниз, не посчитают ли вас скорее не совсем уверенным в себе, чем удачливым? А если у вас неопрятные ногти, можете ли вы выглядеть дисциплинированным профессионалом в своем деле? Ваш вид, манера говорить и вести себя - все это подает живую информацию о том, кто вы, добились ли вы успеха, и что можно от вас ожидать в будущем.

Итак, повезло, все тяготы трудоустройства позади, вас взяли на хорошо оплачиваемую работу. Что же необходимо знать, чтобы с самого начала избежать тех ошибок, которые в дальнейшем могут привести к весьма неблагоприятным последствиям?

Доброе отношение к сотруднику в хороших коллективах возникает с первого дня работы. Его представляет руководитель, называет фамилию, имя и отчество, должность, группу, кабинет, стол, просит любить и жаловать. Если вы пришли на работу в первый день, а руководителя нет, то нужно представиться самому.

Новичок чувствует себя неловко, следует создать ему благоприятные условия, ввести в курс дела, помочь почувствовать себя уютно на новом месте, но не надо посвящать бго в сложные личные отношения между сотрудниками. Интриги и склоки могут быть настоящим бедствием в любом коллективе. Их надо остановить в зародыше. Например, если «доброжелатель» рассказывает вам, что он слышал от ваших приятелей-коллег плохой отзыв о вас, то его нужно вежливо прервать или ответить иронично. В противном случае все участники сплетни попадут в неловкое положение, и произойдет большой конфликт.

Деловой и служебный этикет предписывает никогда не обсуждать вопросы, которые явно приведут к конфликту - чужие и свои семейные неурядицы, источники доходов сотрудников, их внешний вид и тому подобное. Не говорите о беспорядке в квартире сотрудника, в которую вы случайно зашли. Проявлением крайней бестактности являются громкие замечания и настойчивые вопросы, не относящиеся к делу.

Не соглашайтесь с коллегами по работе, которые сами себе дают отрицательную оценку. Это неискренне. Просто им нужно узнать ваше мнение о себе. Вселите и поддержите в них ощущение их важности и необходимости. Поощряйте словесно добрые и хорошие начинания и поступки своих коллег, поздравляйте их с удачами, премиями, повышениями по службе. Конечно, ваши поздравления будут искренни -ведь вы доброжелательный человек и радуетесь успехам своих сослуживцев.

В любых жизненных ситуациях желательно стремиться к хорошим отношениям, даже если вы сталкиваетесь с человеком на короткое время. Зачем портить настроение и нервы себе и другим? Буфетчица, вахтер, гардеробщик - это сотрудники, с которыми вы ненадолго встречаетесь, можно молча пройти мимо, а можно улыбнувшись, сказав несколько приятных слов, не только зарядить человека, но и самому взбодриться на целый день..

Никому не симпатичны работники, которые по любому поводу выступают со своим особым мнением, любят подолгу выступать на собраниях, постоянно ноют о своих проблемах. Не любят также и тех, кто постоянно подчеркивает, что у них-то все всегда хорошо и распрекрасно. Тех, кто при помощи хвастовства или чрезмерного рвения повышает свою значимость. Хвастовство создает впечатление ненадежности, а излишнее рвение, скажем, обсуждение деловых вопросов во время чаепития или других перерывов, кажется неискренним.

Помните, что не ошибается тот, кто ничего не делает, а в любой работе, даже у очень опытного человека, могут возникнуть ошибки. Глупо их бояться, а еще глупее бояться их признать, наоборот, как можно скорее попробуйте выявить и исправить свою ошибку. Этим вы не только не потеряете уважение своих коллег, а напротив, будете способствовать увеличению уважения и доброжелательности с их стороны.

Если все же на работе возник конфликт, не стоит думать, что он рассосется сам собой, если вы


делаете вид, что его не было, и будете продолжать спокойно работать. Это ошибочное мнение. Конфликт сам не исчезнет, но может обрасти целым комом проблем. А чтобы его устранить, попробуйте сделать следующее:

•  продумайте его последствия для себя, для дела и для всего коллектива;

•  поставьте себя на место своего противника и попробуйте понять его точку зрения;

•  пойдите на компромисс и пригласите не согласного с вами работника сесть за «стол переговоров», попытайтесь при этом договориться с ним на взаимно приемлемых условиях.

Часто мы думаем, что незначительные проявления нашего поведения не могут оказаться препятствием для добрых отношений в коллективе. Это не так, особенно это касается запахов: лука, чеснока, пота, сильных духов, дезодорантов и табака. Согласитесь, что если человек красив, умен и элегантен, но от него постоянно разит потом - это никак не вызовет к нему симпатий со стороны окружающих. Поэтому необходимо следить за чистотой своего тела, тем более, что средства для этого самые доступные - вода, мыло и зубная паста.

Очень неприятно находиться рядом с человеком, который все время сморкается, напевает, чистит ногти, причесывается, наводит макияж и т.д. Так что чистоплотность и сдержанность - большие аргументы в вашу пользу.

Сотрудник при встрече с руководителем должен приподняться, даже если он не молод, а молодой -встать. Это не подхалимаж, а дань уважения чину. Если к руководителю, сидящему за рабочим столом, вошла сотрудница, он не обязан вставать (если только он не хочет подчеркнуть свое особое уважение), но, если нужно время, чтобы решить проблему, он предложит сесть.

Если вам необходимо обратиться к начальнику со своей личной проблемой, лучше обращаться после обеда, если у него нет специальных часов приема для личных бесед, так как утром у администрации всегда больше дел. В кабинет можно не стучать - это не личная квартира, загляните и спросите о возможности разговора. Если руководитель говорит, что он занят, попросите назначить время для встречи. Для решения личного вопроса тактичный руководитель не сажает сотрудника к рабочему столу и не решает этот вопрос через стол, а сажает за специальный для такой цели столик (или приставку к рабочему столу). При разговоре начальник не просматривает бумаги, не относящиеся к делу, не отвечает на телефонные звонки, всегда предпочитая человека телефону, не барабанит пальцами по столу, на часы не посматривает - выслушивает внимательно. Но если беседа затягивается нежелательным образом (человек повторяется по методу «заезженной пластинки» или грубит), руководитель может встать со стула и этим дать сигнал к окончанию беседы.

Женщина очень облагораживает любой коллектив. Она вносит в него дух доброжелательности и мягкости. Долго бытовало мнение, что деловая женщина все время занята работой и ей все равно, как она выглядит, что она может быть резка и грубовата, ей не присущи женские слабости. Этот образ умышленно культивировался большевиками после Октябрьской революции 1917 г. Считалось, что для построения «светлого» коммунистического будущего значения половой принадлежности граждан должны быть стерты. Таких женщин - «строителей коммунизма» -так и называли в ту пору «синими чулками». Их внешний облик ничем не отличался от мужского: кожаные куртки и фуражки, папироса во рту, хриплый голос и грубость в общении. Это был образ не деловой женщины, а суррогат, созданный большевистской псевдо-эмансипацией и существующими условиями жизни.

На самом деле женщина никогда не должна терять женственности, и мужчины-коллеги всегда это помнят: пропускают ее вперед, избегают говорить при ней грубые слова, рассказывать сальные анекдоты. Однако любая деловая женщина знает, что формы вежливости не должны мешать работе. Если обычно мужчина встает, когда к нему обращается женщина, то в рабочих условиях это не обязательно. Ему не надо отрываться от работы, чтобы подать пальто уходящей женщине, но в гардеробе он обязательно ей поможет.

На работе никогда не следует «выжимать из себя слезу». Деловая женщина знает, что женские слезы никогда не являются веским аргументом в производственных разногласиях.

На ее рабочем столе должно находиться только то, что относится к работе.

Деловая женщина не приходит на работу в сарафане, шортах, прозрачных тканях, декольтированных (обнажающих грудь и спину) платьях, мини-юбке, узких брюках, без колготок.

Женщины, позволяющие себе на работе небрежно или легкомысленно одеваться, не могут рассчитывать   на   продвижение   по служебной


лестнице. Деловая женщина сдержана в украшениях, косметика ее неяркая, умеренная, она не станет носить локоны, распущенные волосы, замысловатые прически или пользоваться сильными, резкими духами. Она не будет давать повода к различным измышлениям; томные взгляды и расслабленные позы - это не ее стиль. Ее женственность проявляется в том, что на рабочем месте на нее приятно смотреть. Она опрятна, элегантна, в ее кабинете и за столом - чисто, стоят цветы, всегда свежий воздух.

Конечно, деловые женщины не должны быть похожи друг на друга, как отряды солдат. Кроме общепризнанных стандартов есть индивидуальный стиль (имидж), который всегда подчеркнет неповторимое очарование личности. Создается имидж разными способами. Вот один из них: подойдите к зеркалу, подумайте, в какой эпохе, в какой стране, в каком кругу общества ваша внешность считалась бы самой выигрышной. Изучите это время, костюмы, прически, нравы.

Прекрасно. Теперь наступает творческий этап: из теории в практику. Бы - собственный создатель! Как хорошо, что мода с середины 20-го столетия ничего не придумала нового, а берет только детали из прошлого. И нам это не возбраняется. Не надо заниматься слепым копированием, некоторые детали из того времени, где ваша внешность была бы воспета поэтами, внесенные в ваш современный гардероб, макияж, прическу, бижутерию - и вы (по крайней мере, чисто внешне) прелестны и бесконечно оригинальны. Если же ваша внешность имеет такое счастливое свойство, что считалась бы интересной в разные времена, что же, тем лучше для вас: вы можете либо «путешествовать» по стилям, если позволяет ваш кошелек, либо выбирать тот, что ближе и приятнее вашей душе, и придерживаться его. Ведь недаром говорят, что хорошо одетая женщина - это женщина, обладающая обостренным чувством стиля.

Итак, мы незаметно подошли к проблемам одежды и моды.



Подпись:


РАЗДЕЛ 2. ИМИДЖ ДЕЛОВОГО ЧЕЛОВЕКА


Слово «имидж» произошло от английского «image» и в переводе означает «образ, слепок, умственное представление конкретного лица, содержательная сторона его характера». В практическом употреблении это слово близко к известному греческому слову «харизма», в которое древние греки вкладывали значение «одаренность, авторитетность, мудрость и святость». Люди, обладающие совокупностью таких качеств, во все времена обладали силой влияния на окружающих.

Каждого из нас, несомненно, заботит то, как мы выглядим не только в своих глазах, но и в глазах других. Люди, с которыми нам приходится общаться, так или иначе, создают в своем сознании наш образ, основанный на восприятии нашей внешности, манер, поведения, речи.

Нам нравится видеть внешне привлекательного собеседника, у которого грамотная речь, достойные манеры и т.д. Но, к сожалению, немногие люди могут этим похвастаться. Как правило, мало людей, которые довольны впечатлением, которое они производят своим имиджем. На практике имеется существенная разница между впечатлением, которое человек производит на окружающих, и впечатлением, которое он хотел бы производить.

Часто обладающие огромными возможностями, талантливые и трудолюбивые люди не получают продвижения по службе из-за отсутствия необходимого имиджа, из-за низкой самооценки они создают барьеры на пути к собственному успеху.

Но даже если сегодня вы оказались на уровне современных требований к деловому человеку, не расслабляйтесь ― совершенствованию нет предела, ибо, каким бы ни был ваш имидж сегодня, как бы хорошо он уже не послужил вам в вашей карьере, завтра его может оказаться недостаточно для продвижения по служебной лестнице.

При сегодняшней высокой конкуренции на рынке труда недостаточно быть просто квалифицированным специалистом. Работодатели требуют значительно большего. Поэтому очень важно определить, работает ли ваш имидж на вас или против вас, и найти способы усовершенствования его.

Очень важно уметь преподносить себя в каждодневной деловой жизни. Ваш вид, манера вести себя и разговаривать, поведение на деловых встречах и в обществе столь же значимы для вашего продвижения по служебной лестнице, как и ваш опыт и способности.

Немаловажной частью имиджа является наша одежда. Вот о ней мы сейчас и поговорим.

Известен такой факт, что Рокфеллер начал свой бизнес с того, что на последние деньги купил дорогой костюм и стал членом гольф-клуба. Наша одежда очень много может рассказать о нашей личности. То, как мы одеваемся, зависит от того, насколько мы хотим отождествить себя с другими личностями или выделиться и выразить свою индивидуальность. По одежде можно понять, является ли человек экстравертом (человеком, устремленным к внешней жизни, активным, экспрессивным, предпочитающим действовать, а не размышлять) или интровертом (человеком, погруженным в свою внутреннюю жизнь, спокойным, независимым, сдержанным). При взгляде на некоторых людей создается впечатление, что они одеваются исключительно для того, чтобы шокировать других и вызвать их реакцию. Другие же стараются так подобрать одежду, чтобы не выделяться на общем фоне, и их попросту невозможно запомнить.

Стиль одежды формируют три главные элемента ―покрой, ткань и цвет. Покрой зависит от моды, но чем моднее вещь, тем скорее она выходит из моды. Обычно для работы мы выбираем более строгие вещи, а для досуга ― свободный, спортивный стиль. Безусловно, существует модный и немодный на данный момент крой, но при выборе одежды очень важно учитывать особенности своей фигуры, ведь вполне возможно, что модный покрой не позволит вам скрыть те ее недостатки, от которых никаким другим способом, кроме как с помощью одежды, избавиться невозможно. Если покрой будет очень модным, но вам по ряду причин он не подходит, вы можете нанести существенный урон своему имиджу, прослыв человеком без вкуса, с плохой фигурой и не умеющим следить за собой.

Хранить вышедшие из моды наряды (если только они не представляют высокой художественной ценности) не стоит, поскольку известно, что, хотя мода периодически возвращается, она никогда не



Подпись:


бывает в точности такой, как была. Вещь, которая пролежала в чемодане на антресолях 20 лет, будет выглядеть не модной, а скорее смешной.

Выбор материала зависит от покроя одежды и наоборот. Натуральные волокна (шерсть, хлопок, лен, шелк) значительно комфортнее большинства искусственных, но и дороже. Материал вашей одежды вызывает подспудные ассоциации у людей, с которыми вы общаетесь. Плотная шерсть или твид создают образ прочного, основательного, консервативного человека, а шелк, легкий и струящийся, навевает мысли о богатстве и экзотике. Гладкая и блестящая ткань больше бросается в глаза, так как она отражает свет, а матовая ткань типа льна поглощает свет, как бы отступая в тень. Рисунок ткани также вызывает разные чувства ― геометрические узоры (полоска, клетка, горох) более консервативны и находятся вне моды, к ярким фигурам, крупным цветам и надписям нужно относиться осторожнее, следя, чтобы они сочетались с общим тоном одежды, ее стилем, назначением и вашей фигурой (например, рисунок из крупных броских цветов могут позволить себе высокие яркие женщины).

Цвет одежды также вызывает стойкие ассоциации. Теплые светлые тона бросаются в глаза и придают вам дружелюбный вид, а холодные темные тона (черный, темно-серый, темно-синий) как бы отдаляют вас от других, и вы кажетесь значительнее и авторитетнее. В жарких странах предпочитают яркие цвета, в северных ― более спокойные, приглушенные. Костюм яркого цвета может «затмить» вас, особенно если у вас не слишком броская внешность, и люди воспримут ваш костюм, а не вас. Поэтому в костюмах нейтральных цветов можно выглядеть более значительно.

Важнее всего правильно подобрать цвет одежды, находящейся у лица. Блузки, галстуки, рубашки должны подходить по цвету вашим волосам, оттенку кожи и глазам. Некоторые цвета поглощают свет, другие его отражают. Если вы устали, а на вас одежда черного, бежевого цвета или цвета хаки, то вы будете выглядеть еще более утомленным, тем более при наличии неяркой внешности. Точно так же темно-синий и пурпурный цвета могут подчеркнуть темные круги под глазами. В такой ситуации лучше надеть что-нибудь светлое ― белое, кремовое. Эти цвета освежают лицо и делают его более привлекательным. Эффективное использование цвета позволит вам выглядеть динамично и уверенно. Многие боятся носить одежду ярких цветов, но если перестраховаться и надеть одежду только бледных тонов, то в лучшем случае это только подчеркнет ваш загар, а в худшем ― будет выглядеть дешево.

Когда мы говорим, что нам нечего надеть, это может означать две вещи ― либо наши вещи плохо сочетаются между собой и невозможно составлять разные комплекты, либо одежды слишком много. Чтобы составить оптимальный гардероб, необходимо сначала определить те цвета, которые нам в большей степени подходят и хорошо сочетаются друг с другом. В основе гардероба должно быть два-три нейтральных цвета. Необходимо определить свой стиль одежды и покупать только такую одежду, которая укладывается в рамки этого стиля. Рабочий гардероб мужчины может ограничиться несколькими костюмами, рубашками, ботинками и различными галстуками, а женщины ― костюмами с прямыми юбками и туфлями-лодочками на невысоком каблуке.

Главное, чтобы вещи можно было комбинировать, получая при этом разнообразные сочетания. Чтобы хорошо одеваться за небольшие деньги, нужно всегда учитывать фактор «время носки». Если купить относительно недорогую вещь и надеть один раз, то она обойдется вам значительно дороже, чем дорогая вещь, которую вы будете носить постоянно. Основные затраты следует делать на те вещи, в которых вас видят чаще всего, например на хорошее пальто, в котором вы будете ходить целую зиму, дорогой плащ на весну и осень, высококачественный костюм.

Стиль одежды во многом зависит от типа работы и образа жизни. Работая в деловой сфере (финансовой, правовой) или занимаясь преподавательской деятельностью, приходится выбирать строгий официальный стиль, поскольку вы всегда находитесь на людях, которые, прежде всего, по вашему внешнему виду будут формировать свое впечатление о вас. Другие сферы, например рекламный бизнес, индустрия моды, допускают намного более свободный стиль одежды. Важно также учитывать так называемый корпоративный имидж, то есть учитывать пожелания руководства компании. Если упор делается на работу «в команде», будет лучше как можно больше походить на членов этой команды. Необходимо всегда учитывать психологические моменты, например, если вы хотите получить повышение по службе, то, идя на прием к руководству, нужно одеться так, как будто вы это повышение уже получили, тогда начальству легче



Подпись:


будет представить вас в этой должности. Мужчинам «труднее» одеться невпопад, чем женщинам, поскольку официальный мужской костюм принципиально не менялся уже почти сотню лет.

Безусловно, соблюдать имидж фирмы необходимо, но все же полностью растворяться в нем, теряя индивидуальность, также не стоит. Выразить индивидуальность можно через необычные расцветки и детали одежды. Если вам приходится одеваться на работу согласно дресс-коду, то можно позволить себе расслабиться, одевшись более свободно и ярко в выходные, отправляясь в театр, в гости, отдыхая за городом. Поскольку человек при общении больше всего сосредоточивается на лицах других людей, мужчинам можно проявить индивидуальность при помощи рубашек и галстуков, а женщинам ― используя украшения, вырез блузок и воротники различной формы, шарфики и т.п.

Стремление одеваться по моде часто воспринимается как стремление одеваться «как все». В этом есть своя опасность, еще Сальвадор Дали говорил, что мода - это то, что быстрее всего выходит из моды. Стиль ― вот основное, что отличает по-настоящему элегантного чбловбка. Чувства окружающих, вызываемые покроем, тканью и цветом одежды, показывают, что вы цените в жизни. Есть городской и сельский стиль, традиционный университетский и классический стиль для отдыха. С помощью одежды также можно демонстрировать                          свое материальное благосостояние и финансовые успехи.

Особенно подходят для этого аксессуары ― дорогой кожаный портфель и ремень, настоящие часы «Ролекс», но нужно помнить, что обилие аксессуаров отвлекает людей собственно от личности человека. Аксессуары должны быть функциональными и эффективными.

Изменение статуса женщин на работе привело к тому, что и мужчинам и женщинам пришлось внести определенные поправки в свое восприятие противоположного пола. Сегодня все больше и больше женщин занимают руководящие посты, открывают свое дело, поэтому во многом стиль деловой женщины приближается к мужскому деловому стилю, официальному и строгому. Тем не менее, следует учитывать некоторые особенности восприятия женщины. Известно, что женщины обычно замечают детали, а мужчины воспринимают общий эффект. Так, женщина обратит внимание на удачный галстук, а мужчина на то, что другой человек был одет в соответствии с ситуацией.

Если вы хотите, чтобы на вас обратили внимание, когда вы, например, единственная женщина в совете директоров компании, уместно одеваться так, чтобы подчеркнуть свой пол, ― одеться чуть ярче или добавить какую-то яркую деталь. Мужчине в женском коллективе лучше одеваться не в стиле «унисекс», а именно подчеркивать свою принадлежность сильному полу, надевая деловой костюм. Напротив, если вы хотите приглушить свое отличие, то можно включить в свой костюм элементы одежды противоположного пола.

Очки являются важным элементом внешности, поскольку они все время на виду. Правильно подобранные очки в красивой оправе, подходящей форме вашего лица, могут существенно украсить лицо, равно как неподходящие очки могут совершенно испортить впечатление.

Сегодня, когда предложения индустрии моды очень разнообразны, когда «диктатура моды» уступила дорогу личной свободе действий, перечисление, какие вещи следует носить и по каким случаям, заняло бы не страницы, а целую книгу. Это, как правило, нудно и скучно. Ну, хорошо, если это слишком скучно, просто будем придерживаться нормы. Но что сегодня можно назвать нормой?

Возьмем для примера одежду для улицы. 50-годы: она - в платье, элегантном костюме, он - в костюме, скромно выдержанном в цвете, модели и покрое. А вот большой город сегодня: джинсы всех цветов, от коротких до длинных, независимо от того, кто в них одет - мужчина или женщина (это можно определить только со второго взгляда), короткие юбки, шелковые блузы, кожаные брюки, куртки-штормовки и спортивные костюмы.

И еще пример: выход в театр. Довольно единая картина представлялась взору несколько лет тому назад: мужчины в темном костюме или смокинге, по крайней мере, на премьерах, дамы - в праздничном вечернем платье или платье для приемов, по возможности из шелка. Сегодня театральная публика такая же пестрая, как и улица. При покупке вещей некоторые люди сердятся на якобы «деградирующие» нравы платья, но они уделяют явно меньше внимания повседневной    одежде,    чем    выходной. Это,



Подпись:


вероятно, зависит от того, что улица у нас тесно связана с деловой жизнью, на улице мы не так пристально рассматриваем друг друга в отличие, скажем, от театра. В свое свободное время каждый может одеваться так, как ему хочется. Но разве театр - это не свободное время? Конечно, да. Большинство испытывает удовольствие, когда для театра они одеты праздничнее, чем в обычные дни. Однако фанаты джинсов и пуловеров придерживаются мнения, что необязательно втискивать себя в «чопорную» одежду. Их противники утверждают: «Мы своей праздничной одеждой выказываем особое уважение артистам!». «Но они же этого не видят - выдвигается в качестве возражения - наши аплодисменты намного ценнее для артистов». Ну так что же, у входа в театр в скором времени нужно установить знаки запрета с перечеркнутыми джинсами? И если да, то кто мог бы это сделать? Наверное, директор театра. Но вряд ли можно рассчитывать на это, ведь театр должен быть доступным для всех. Он должен способствовать укреплению и поддержанию искусства, не только предлагая разнообразные спектакли, но и создавая условия, чтобы на долю тех, у кого нет средств на экстравагантную одежду или кто не может на нее потратиться, выпало переживание души, которое не может заменить телевизор.

Итак, остается только путь взаимной терпимости. Пока еще фанаты джинсов не начали насмехаться над любителями смокингов, а празднично одетая дама не зафыркала, сморщив нос: «Вот еще такой же бродяга», для каждого должна быть возможность ощущения радости от посещения театра в той одежде, в какой он удобнее всего себя чувствует. А уж когда поднимается занавес, никому и дела нет до того, кто как одет. Но все же, отправляясь на премьеру или гала-представление, надо постараться, чтобы одежда соответствовала такому особому торжеству. Если для различных сфер общественной жизни существуют какие-то более-менее определенные правила относительно одежды, то для приглашений по личному поводу с этим проще.

Каждый хозяин дома может выразить свое желание по поводу одежды гостей. Такие замечания гостям на праздниках, куда их приглашают, следует рассматривать как обязательные ради их же собственного интереса. Большинство людей чувствуют себя не в своей тарелке, если в каком-то обществе одеты «не так». Если вы один-единственный в джинсах и спортивном свитере среди мужчин в смокингах и дам в вечерних платьях, то будете так же неуверенны, как и в черном костюме и галстуке среди людей в одежде для отдыха. Если же вы не хотите сливаться с толпой, то это значит, что вы любите бросаться в глаза и выделяться, неважно, с какой стороны - положительной или отрицательной. А может, вы хотите таким образом бросить вызов всем окружающим? Люди, которым действительно совершенно безразлично, что другие подумают о них и их одежде, относятся преимущественно к гениям - их знакомые прощают им почти все, в том числе и их «экипировку».

Большинство же людей ясно осознают, что одежда выражает не только их настроение, отношение к жизни, вкус и стиль, но и то, что в соответствии с их внешним видом их «распределяют» по категориям и обвешивают ярлыками.

Созданный имидж в значительной степени обусловлен нашим внешним видом. Решающую роль играет первое впечатление, сложившееся у нас о ком-то. В большинстве случаев мы бессознательно сравниваем реальную картину с созданной воображением, учитывающей осанку, комплекцию, голос, движения, запах и в большей степени ассоциирующейся с одеждой, приятной для глаза. Если воображаемая картина совпадает с тем, что мы видим и слышим, мы делаем вывод -«симпатичен», если соответствия нет, то быстро проявляется первая антипатия. Поэтому на вопрос: «Что надеть?» можно ответить ли山ь тогда, когда известен повод, ясна причина, когда я знаю, чего хочу добиться. Совсем не будет странно, если поп-звезда в каком-нибудь грандиозном телешоу выступает в разодранных на коленях джинсах, но если шеф принимает стажера, облаченного в такой наряд во время работы, то это более чем спорно.

Определенные группы людей разрабатывают свой особый «кодекс одежды». Если мы хотим быть принятыми в каком-то кругу в личной и деловой жизни, мы можем облегчить это выбором соответствующей одежды. Пятнадцатилетний юноша, перешедший из одной школы в другую и стремящийся как можно быстрее быть принятым в новом коллективе одноклассников, наверняка, создаст себе трудности, если он в первый день появится в костюме и галстуке. Но если он из этого извлечет такой урок, что только в спортивной одежде может завоевать новых друзей и придет в таком облачении на 50-летний юбилей своего дяди, к сожалению, он опять только навредит себе.

Для многих людей слово «приспособляемость» -это как красный цвет для быка. Они боятся, что им



Подпись:


придется приспосабливаться к одежде какого-то нового направления. Это совсем не означает, что мы должны чувствовать себя замаскированными. Ведь одежда подчеркивает личность зрелого человека, который ориентируется в разных жизненных ситуациях. И эта зрелость подчеркивается внешностью. Сегодня при огромном выборе каждый может найти то, что подчеркивает его своеобразие и укрепляет его уверенность в себе. Мы должны следить не только за нашей одеждой, но, что еще важнее, за самими собой. Человека даже в самом дорогом модельном платье избегают из-за неприятного запаха от тела или изо рта. Грязные ногти или волосы разрушают общее впечатление, даже если одежда у него шикарная. Слишком ярко накрашенное лицо снизит хороший эффект умело подобранного костюма, так же как и трехдневная борода. Даже облако духов может разрушить очарование, когда оно, как туманный шлейф, тянется на метр. Следить за собой - это больше, чем уважение к другим: к нам не только хорошо относятся окружающие, но, прежде всего, мы сами лучше и увереннее себя чувствуем.

Встречают по одежке, провожают по уму

Людей, как известно, встречают исключительно по одежке. По чему провожают, вы тоже знаете, но все-таки продолжим наш разговор и на этот раз остановимся на умении правильно одеваться.

Вот уж без чего точно нельзя обойтись ни одного дня - так это без одежды. И, хотя давно сказано было, что человек оделся не потому, что ему было стыдно, а потому, что ему стало холодно, одежда - наша спутница в любое время года и суток, в любую погоду и в любой стране. Естественно, что искусству одеваться как мужчины, так и женщины придавали большое значение во всех странах и во все времена. Поэтому по отношению к одежде тоже требуется соблюдать особые правила, нарушение которых может повлечь за собой множество негативных последствий и упреков. Раньше бытовало хорошее правило, многими, увы, позабытое теперь: самое важное - одеваться не столько модно и дорого (это по возможности), сколько чисто, опрятно и со вкусом. Согласитесь, больше симпатий вызовет человек, одетый в свежую сорочку, отутюженные брюки и начищенные туфли, пусть все это и будет далеко не новым, чем человек, демонстрирующий дорогой, но измятый костюм. Здесь, как и во всем, тоже надо пытаться избегать крайностей. Как нельзя целый год ходить в одном и том же костюме (представьте,    во    что    он    превратится), так

невозможно и шокировать окружающих сменой платьев все 365 дней в году.

Как и в большинстве случаев, хороший тон диктует, чтобы одежда соответствовала ситуации и обстановке. Нелепо ходить на работу в вечернем платье, но не менее странно показаться в театре или в ресторане в рабочей спецовке или домашнем халате. Конечно, в данном случае мы утрируем, но похожих примеров из жизни каждый из нас знает предостаточно.

Хороший вкус не требует целого склада одежды, из которой можно было бы бесконечно выбирать, но он требует умения так комбинировать имеющуюся одежду и так содержать ее, что она будет отвечать основным требованиям, среди которых и аккуратность, и рациональность.

Не считайте, что элегантным и изящным вас делают деньги, которых вам, как всегда, не хватает. Это делает хорошо воспитанный, строгий вкус, который не позволит вам покупать, что попало, не сообразуясь ни с тем, идет ли эта вещь вам, ни с тем, гармонирует ли она с прочими вещами вашего гардероба.

Не забывайте, что не только ваше общественное положение и финансовые возможности диктуют право выбора того или иного стиля, но и ваша фигура и ваш возраст. Пренебрегая этим правилом, вы можете оказаться в нелепом положении и будете выглядеть смешно. Одевайтесь так, чтобы одежда подчеркивала выгодные достоинства вашей фигуры, а не ее недостатки.

Продумайте свою рабочую одежду - она не должна привлекать особого внимания окружающих, тем самым отвлекая их от дел, и должна быть удобной для вас. Мужчинам в этом смысле несколько полегче - их выручает деловой костюм.

Когда мы говорим, что мужчину выручает его классический деловой костюм, это вовсе не значит, что всю свою жизнь мужчина в этом костюме и проведет. Можно, правда, комбинировать два или три костюма, но это тоже не очень долго радует. Поэтому мужчины с удовольствием дополняют свой гардероб пуловерами, свитерами, отдельными пиджаками, куртками спортивного кроя и брюками соответственно сезону и моде. Покупая брюки,



Подпись:


вспомните, к чему они идут, чтобы не пришлось тут же идти на поиски нового, дополняющего именно эти брюки, джемпера.

Мужская мода не в меньшей степени, чем женская дает простор для воображения и вкуса ее носителя. Современная мода не диктует строгий регламент, как в прошлом веке, когда элегантному мужчине начала XIX века требовалось на неделю 20 рубашек, 24 носовых платка, 10 видов брюк, 30 шейных платков, дюжина жилетов и носков и т.д. Теперь современный мужчина, конечно не принадлежащий к высшим дипломатическим кругам, вполне довольствуется в своем гардеробе дюжиной рубашек, несколькими свитерами, джинсами и костюмами ― желательно нейтральных или пастельных тонов, чтобы можно было ими варьировать.

Одежда, конечно, зависит от образа жизни, но как бы он ни был замкнут, любой мужчина может выработать свой стиль.

Исторически сложилось несколько видов мужских костюмов, которые надевают по определенным поводам. К таким видам относятся, в частности, деловой костюм, смокинг и фрак.

Деловой костюм в зависимости от моды может быть однобортным или двубортным. Высокому, длинноногому мужчине лучше носить двубортный костюм. Невысокому - однобортный. Важно знать, что мужчине никуда нельзя приходить без пиджака (за исключением пребывания на отдыхе, на природе или во время занятий спортом, где требуется другой тип одежды). Даже летом в жаркое время нужно надевать костюм из «прохладной» ткани - хлопка, вискозы, льна с добавлением синтетических волокон, чтобы не мялся, и сорочку с короткими рукавами. У себя на работе   пиджак   можно   снять.    В   гостях на неофициальном приеме можно попросить разрешения снять пиджак или подождать, когда это предложат сделать хозяева.

Во время официального приема пиджак всегда застегнут. В застегнутом пиджаке входят в квартиру, на совещание, в зал театра, в ресторан, также нельзя расстегивать пиджак во время танца. Это можно сделать во время завтрака (обеда и ужина) или сидя в кресле театра. Не забывайте, что нижнюю пуговицу пиджака не застегивают никогда.

Деловой костюм не должен быть слишком светлым или с полосками разной ширины, рубашки не должны выглядеть поношенными, а галстук -пестрым или слишком ярким. Для любого случая подходят темно-синий или темно-серый костюм в тонкую полоску. Сорочка предпочтительнее белая или светлая однотонная, с длинными рукавами (манжеты, выступающие из-под рукава пиджака на 2 см, придают внешнему виду дополнительную элегантность). Черная обувь подходит ко всем костюмам, коричневая - к костюмам коричнево-бежевой гаммы.

На цвет носков необходимо обращать внимание, ибо они - цветовой переход от костюма к обуви и не должны быть светлее брюк и бросаться в глаза. Несмотря на разнообразие и множество цветов и узоров на мужских носках, лучше всего предпочитать однотонные: зеленые, серые, синие и т.д. Обычно их лучше выбирать серого или черного цветов, а к костюму и обуви коричневых тонов, коричневые. Носки должны быть такой длины, чтобы из-под штанины не выглядывала голая нога. Естественно, что воротники рубашек, лацканы пиджака, ширина и покрой брюк должны соответствовать современной моде.



Подпись:


РАЗДЕЛ 3. МУЖСКАЯ ОДЕЖДА


ГЛАВНОЕ ТРЕБОВАНИЕ К ОДЕЖДЕ

Это опрятность и аккуратность. Костюм должен быть всегда тщательно сорочка - свежей, обувь - начищенной до блеска и без сбитых каблуков.


отглаженным,


без


пятен,


Рубашка. На приемы всех видов рекомендуется надевать белую рубашку с галстуком любого, но не очень яркого цвета. Во всех остальных случаях цвет рубашки должен гармонировать с цветом костюма.



чтобы


Носки должны быть обязательно однотонные. Никаких попугаечных расцветок, клеточек, полосок и других проявлений радикализма. Носки никогда не должны выделяться на общем фоне. Их цвет должен соответствовать цвету надеваемого костюма. В идеале он должен быть темнее, чем цвет костюма, но чуть светлее цвета обуви.


Сейчас мы поведем разговор о мужской одежде. Девушки и женщины! Вам абсолютно не стоит огорчаться. Правила для ваших нарядов менее жесткие, чем в мужском варианте, поэтому мы начинаем именно с него.

Кроме того, для представительниц слабой половины человечества материал о мужском деловом костюме будет, мы думаем, не менее полезен, чем для представителей сильной.

Во-первых, вам, прекрасные вы наши, нужно знать об этом, потому что, став деловыми женщинами, вам обязательно придется общаться с деловыми мужчинами, зная «одежные» секреты которых, вам будет проще разгадать их «замыслы».

Во-вторых, всем вам, наверняка, придется одевать своих мужей, братьев, детей: подбирать им костюмы, галстуки, туфли и т.д. Потому что женская душа приспособлена к этому, можно сказать, по своей природе.

И, в-третьих, кому, как ни вам, делать замечания своим сослуживцам-мужчинам об их умении одеваться.

Для участия в любых праздничных или официальных мероприятиях, проходящих в дневное время (до 6 часов), хорошо бы под костюм надеть жилет перламутрово-серого, черного или темно-синего цвета. Кстати, если жилет целиком состоит из одной ткани, то мужчина может снять пиджак в обществе, а если впереди ткань одна, а сзади шелк того же цвета, то снимать пиджак нельзя. Помните, что однобортный костюм носят только с однобортным жилетом, а двубортный - с двубортным.

В целом, надевая деловой костюм, разумно придерживаться следующих правил:

•  брюки должны быть такой длины, чтобы спереди чуть спускались на обувь, а сзади доходили до начала каблука;

•  под пиджак не следует надевать трикотажные или нейлоновые рубашки, а также рубашки с короткими рукавами (хотя в жару это допускается);

•  воротник рубашки должен быть на сантиметр-полтора выше воротника пиджака;

•  жилет не должен быть коротким. Ни рубашка, ни ремень не должны быть из-под него видны;

•  если в брюки вдет ремень, то подтяжки при этом недопустимы;

•  подтяжки всегда должны быть прикрыты пиджаком и никогда не демонстрируются.

Мужчина в подтяжках выглядит на людях абсолютно так же, как женщина в бюстгальтере;

•  галстук и носки должны всегда гармонировать по цвету друг с другом;

•  носки к костюму подбираются в тон. Они должны быть такой длины, чтобы, когда человек сидит, между брюками и носками не были видны голые ноги;

•  к темному костюму обувь должна быть черного или темно-коричневого цвета. Ничем нельзя оправдать светлую обувь при темном костюме!

При желании руководителя выглядеть более доступным и демократичным, вместо костюма он может надеть куртку спортивного покроя и брюки из мягкой ткани

Похожие материалы

Информация о работе