Трудовое воспитание дошкольников.
В дошкольном детстве начинается процесс приобщения к ценностям общества. Труд – это одна из таких общечеловеческих ценностей.
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но может воспитываться с самого раннего детства.
В дошкольном возрасте закладываются основы трудового воспитания.
Это доказано и в исследованиях ученых.
В 1953 г. были проведены исследования 3. Н. Борисовой — о роли дежурства в детском саду и В. Г. Нечаевой — о трудовой деятельности в дошкольном возрасте. Они положили начало большой группе научных работ, посвященных трудовому воспитании.
В 60 —80-е гг. XX в. проводится углубленное изучение трудовой деятельности дошкольников (Р. С. Буре, В. И. Логиновой, М. В. Крулехт).
Массированное изучение проблемы трудового воспитания дошкольников дало положительный результат: изучены
¨ возможности дошкольников в приобщении к труду
¨ особенности труда дошкольников
¨ содержание труда для каждой возрастной группы детского сада
¨ особенности методики по трудовому воспитанию.
¨ исследовалось также влияние труда на нравственное развитие ребенка.
Исследования доказывают, что дошкольный возраст – сензитивный период для формирования положительного отношения к миру предметов, труду взрослых ближайшего окружения.
Рассмотрим понятие «ТРУД»
Труд - всегда был основой для человеческой жизни и культуры
Человеческим трудом создаются все материальные и духовные ценности, необходимые человеку для удовлетворения его разнообразных жизненных потребностей; в процессе труда совершенствуется сам человек, формируется его личность.
Труд – это вид деятельности человека, направленный на создание духовных и материальных ценностей.
Трудовая деятельность может быть направлена
· на созидание (создание чего-либо нового)
· на преобразование (изменение уже имеющегося).
Это относится как к материальным, так и духовным ценностям,
Определим на конкретных примерах: какова направленность трудовой деятельности и каков продукт – материальные или духовные ценности:
Ø шитье одежды
Ø сочинение музыки
Ø мытье посуды
Ø перевод текста
Ø воспитание детей продолжите этот перечень
Труд как деятельность имеет определенные структурные элементы (их выделяют в своих работах А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн)
ü цель (обязательно мотивированная)
ü материал (созидание) или предмет труда (преобразование)
ü инструменты и оборудование
ü трудовые действия
ü результат
Дошкольники под руководством воспитателей смогут выделять эти компоненты в труде взрослых и ориентироваться на них в организации своего собственного труда.
Конечно, детям мы не будем предлагать взрослые термины цель - что задумали сделать материал или предмет труда - из чего будем делать инструменты и оборудование - что нужно для работы трудовые действия - как все будем делать по порядку результат - что получилось
Заполнение таблицы по 2-м видам труда: изготовление коробочки и мытье растений.
Освоение этих компонентов труда, умение выполнять доступные трудовые действия происходит в процессе трудового воспитания.
Трудовое воспитание – это педагогический процесс, направленный на воспитание у детей положительного отношения к труду, знаний о трудовой деятельности, формирование трудовых умений.
Трудовое воспитание в детском саду направляется на воспитание психологической и практической готовности дошкольника к труду.
Трудовое воспитание может быть успешным в силу особенностей детей дошкольного возраста:
подражательность любознательность стремление к активной деятельности.
Результатом трудового воспитания является трудовая воспитанность.
Трудовая воспитанность – уровень сформированности трудовой деятельности, уровень освоенности позиции субъекта трудовой деятельности:
уровень знаний о трудовой деятельности
уровень сформированности трудовых умений
уровень отношения к труду
Своеобразие труда дошкольников.
1. Труд людей в обществе всегда направлен на создание материальных и духовных ценностей. Труд детей не имеет и не может иметь такого значения. Результаты труда детей удовлетворяют потребности самого ребенка или окружающих его людей.
Основное отличие детского труда – отсутствие результата, имеющего материальную значимость для общества.
2. Значение труда детей - в его воспитательном воздействии на личность ребенка.
Труд в дошкольном возрасте — действенное средство разностороннего, и прежде всего нравственного воспитания .
Формируются такие нравственно-волевые качества как усидчивость, настойчивость, ответственность, добросовестность, взаимопомощь, умение
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.