Средства трудового воспитания
В разные годы существовали различные подходов к определению средств трудового воспитания.
Время разработки |
60-е г. |
70-80 г. |
авторы |
3. Н. Борисова, В. Г. Нечаева |
Логинова В.И., Крулехт М.В. |
Образовательная программа |
«Программа воспитания и обучения в детском саду |
Программа «Детство» |
средства |
1. ознакомление с трудом взрослых; 2. организация самостоятельного труда детей. 3. художественные средства (иллюстрации, детская худ. литература, песни на тему труда и т.п.) |
1. ознакомление с трудом взрослых; 2. обучение целостным трудовым процессам; 3. организация самостоятельного повседневного труда детей |
В чем сходство?
· Используется ознакомление с трудом взрослых;
· Самостоятельный повседневный труд детей
В чем различие подходов?
В 60-е г.г. детей тоже обучали трудовым умениям, но это происходило каждый раз после того, как воспитатель давал ребенку задание что-то выполнить.
Это не позволяло ребенку быть полностью самостоятельным, переносить освоенные действия в похожие трудовые процессы.
При ознакомлении с трудом взрослых не ставится задача выделения компонентов трудовой деятельности. (методика составления конспектов часто идет по этому пути)
В подходе 80-х г. не исключается использование художественной литературы, иллюстрации, но они рассматриваются не как средство, а как приемы работы.
Второй подход является более эффективным, т.к. в исследованиях В.И.Логиновой доказано, что
- данные средства помогают формировать у детей позицию субъекта трудовой деятельности
- их надо использовать именно в предложенной последовательности
§ (наблюдали, как няня сервирует стол к обеду,
§ затем проводим занятие по трудовому обучению, где учим детей сервировке стола – показываем и даем возможность поупражняться;
§ после этого организуем самостоятельный труд – дети сами сервируют столы во время дежурства)
- каждое из средств имеет свое четкое предназначение: (работа с раздаточным материалом)
I. Формирование системных знаний о труде взрослых
· Основа для освоения трудовых процессов детьми, понимания всех 5 компонентов
· Помогает понять роль труда в жизни человека
II. Обучение целостным трудовым процессам
· Позволяет детям в минимальные сроки освоить трудовой процесс, выбранный для обучения.
· Вызывает положительные эмоции от приобретенной умелости (Пример занятия по приготовлению винегрета)
· Обеспечивает уточнение, обобщение знаний о труде
III. Самостоятельная трудовая деятельность детей в повседневной жизни
· Позволяет добиться высокого качества трудовых умений детей
· Помогает детям освоить позицию субъекта трудовой деятельности.
· Формируется устойчивый интерес к труду, развиваются отношения сотрудничества и взаимопомощи.
Д/з: подготовка к опросу по пройденному материалу.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.