Ознакомление с трудом взрослых.
Раздаточный материал:
- Конспект занятия «Шитье шапочки для куклы»
- Выдержки из «Программы воспитания и обучения в д/с», «Детство»
Предварительное квазизадание
- Конспект занятия «Шитье шапочки для куклы»
- Конспект «Лесенка рассказывает»
Особенности ознакомления детей с трудом взрослых рассматривались в исследованиях под руководством Р. И. Жуковской. Известны работы Е. И. Радиной, С. А. Козловой, А. М. Виноградовой.
Большой вклад в разработку вопроса внесла В.И.Логинова. Ее исследования расскрыли возможности дошкольников в ознакомлении с трудом взрослых, эти исследования были положены в основу программы «Детство» в соответствующем разделе.
Новизна ее подхода заключалась в том, что она предлагала давать детям системные знания о труде взрослых: детям нужно в любом труде взрослых показывать цель труда взрослых, раскрывать другие компоненты – ход достижения результата.
Если ребенок владеет системными знаниями о труде, то он достаточно легко овладевает и самостоятельной трудовой деятельностью (в виде отдельных трудовых процессов).
Ознакомление с трудом взрослых предполагает знакомство детей с конкретными профессиями – содержание этой работы определено в программах.
Работа с раздаточным материалом.
Младший возраст.
Содержание программ
«Программа воспитания и обучения в д/с» п/р М.А. Васильевой :
- продолжать знакомить с профессиями (медицинская сестра, повар, воспитатель).
- Обращать внимание на трудовые действия и их результат
- Учить беречь то, что сделано людьми
Программа «Детство» предусматривает в младшем возрасте такое содержание: ЗП:
- отличать трудовую деятельность от всякой другой (нетрудовой)
- видеть в трудовых процессах взрослых результат (чистая посуда, игрушка из бумаги)
- замечать, что в трудовых процессах есть задумка (постановка цели), трудовые действия с инструментами.
«Программа воспитания и обучения в д/с» п/р М.А. Васильевой предусматривает формирование представлений о профессиях начиная со второй младшей группы
Программа «Детство» - . знакомства с конкретными профессиями пока не предусмотрено.
Методика работы и по пр. «Детство»
Проводятся занятия, где на глазах детей взрослый создает какой-либо предмет.
Работа с текстом конспекта занятия. «Шитье шапочки для куклы» выделить структуру занятия и назначение каждой части. - квазизадание
1 |
2 |
3 |
Создание игровой проблемной ситуации |
Изготовление предмета |
Использование созданной вещи по назначению |
В связи с неустойчивостью внимания мл. дошкольников используется иллюстрация создаваемого предмета, которая постоянно напоминает о цели трудового процесса.
Сам трудовой процесс надо показывать по этапам, все время комментируя действия.
Со временем, когда дети научатся выделять результат, можно переходить к показу трудового процесса, где идет не создание, а преобразование предмета (мытье игрушек, подклеивание книги, коробочки).
Средний возраст.
Содержание программ
Программа воспитания и обучения в д/с»
- продолжать знакомить с трудом взрослых (шофер, продавец, врач, воспитатель), его содержанием.
- формировать интерес к различным профессиям.
Программа «Детство»
- формирование представлений о содержании и структуре процессов хозяйственно-бытового труда взрослых в ДОУ (няня, повар, прачка), и ближайшего окружения (продавец, шофер).
- представление о взаимосвязи компонентов трудового процесса
- иметь представление о предметах бытовой техники – выписать (пылесос, овощерезка, мясорубка, стиральная машина)
- рассказывать о трудовом процессе по предметно- схематической модели.
Сравнение: перечень профессий совпадает, но в пр. «Детство» предлагается раскрывать взаимосвязь компонентов трудового процесса, в т.ч. пользуясь моделями.
Методика работы и по пр. «Детство».
1. Организуются специальные занятия по наблюдению за отдельными трудовыми процессами труда няни. Какие 6 основных процессов она выполняет?
· Сервировка стола
· Мытье посуды
Остальные процессы наблюдаем вне занятий, в естественных условиях
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.